(Казань, 5 сентября, «Татар-информ», Айсылу Хафизова). Вчера, 4 сентября, в кинотеатре «Мир» состоялся
Воскресным вечером накануне фестиваля в зале кинотеатра «Мир» собралось около сотни зрителей — журналистов, сотрудников Министерства культуры РТ и иранского посольства. Фестивальная публика, хорошо знакомая с фильмами мусульманского мира, предвкушала встречу с очередным продуктом высококлассного иранского кинематографа. Иранцы отметились в совместном с Великобританией, Германией, Францией, Тунисом и Швейцарией проекте «Баба Азиз» —
То, что фильм «Мухаммад — Посланник Всевышнего», созданный в 2015 году, является самым дорогостоящим (около 50 млн долларов) и трудоемким (десять лет работы) проектом в истории кино Ирана, было видно с первых кадров. Насыщенность и красота визуального ряда, качественные спецэффекты, большое количество массовых сцен, честно и достоверно построенные декорации, тщательно подобранная натура, музыка — все это подтверждало ожидания от встречи с произведением признанного мастера Маджида Маджиди.
Очарования хватило на треть картины. А затем стали появляться вопросы, которые задаются не вместе с авторами, как, например, было в случае философской истории «Баба Азиз», которая не отпускает до сих пор, а в их адрес. Например, почему история рождения и детства самой почитаемой заметной частью человечества персоны (попробуем избежать религиозной терминологии) рассказывается с примитивностью болливудской продукции. Понимая, что российский зритель воспитан в иной культурной среде и привык к иной кинотрадиции, оправдываешь автора тем, что каждый мусульманин, выполняя один из столпов веры — намаз, после каждого движения возносит хвалу Пророку Всевышнего и молится за него. Вся мусульманская наука, культура и образ жизни строятся на коранических текстах и изречениях (хадисах) Мухаммеда. И любое упоминание о нем для искренне верующего мусульманина ослепительно и возвышенно. Этим можно объяснить искреннюю «сказочность» подачи, неподдельные и честно воспроизведенные чудеса и некоторую претенциозность изложения — даже злейшие враги восхищаются личностью маленького Мухаммеда, и птицы, и звери, и силы природы на его стороне.
«Он был пророком всего бытия, — сказал после показа режиссер. — Сама природа: камни, птицы, животные — приветствовала его. И я хотел показать свое видение того, что появление Пророка является милостью для миров».
К тому же в мусульманском мире любое изображение Пророка является кощунством. Поэтому, как и в первом фильме «Рисаля» («Послание») режиссера Мустафы Акада, снятом 42 года назад, в фильме Маджида Маджиди лица главного героя зритель не видит. Мальчик в белых одеждах (прямая символизация) всегда находится спиной к камере. По словам иранского режиссера, его фильм — второй фильм о Пророке в истории мирового кинематографа.
Как рассказал автор картины, идея возникла после скандала вокруг карикатур на Мухаммеда, опубликованных в Европе. Маджиди не понравилась реакция соплеменников в виде сожжения флагов и демонстраций, он счел ее недостойной мусульманина. И решил дать свой ответ — снять такой фильм о Посланнике, который представит все великолепие его личности и всю красоту ислама.
«На съемках царила особая атмосфера, мы все чувствовали благословение Пророка. О том, что и как происходило там, я, возможно, напишу книгу», — сказал собравшимися Маджид Маджиди. Он заметил, что уважаемые и состоятельные люди, доктора наук, крупные бизнесмены принимали участие в съемках массовых сцен совершенно бесплатно — из глубокого почтения к Пророку.
Режиссер с сожалением заметил, что улемы Саудовской Аравии и университета
К слову, в съемках масштабного проекта приняли участие не только известные иранские актеры. Были приглашены знаменитый итальянский кинооператор, монтажер, постановщик спецэффектов, композитор,
Фильм «Мухаммад — Посланник Всевышнего» является первой частью трилогии «Жизнь Пророка Мухаммада». Он будет трижды представлен в столице Татарстана в ходе XII Казанского международного фестиваля мусульманского кино.