Сегодня: -- ------ 20-- --:--
О компании Телеканал "ТНВ-Татарстан" Телеканал "ТНВ-Планета" Видеоархив Новости Реклама #АЙДАНАТНВ2019
30.01.2017

Первый канал по итогам прошлого года уступил первое место

Первый канал по итогам прошлого года уступил первое место конкуренту, телеканалу «Россия 1″. Оба телеканала очень скупо комментировали данные Mediascope. Первый канал традиционно не верит данным Mediascope и ждет реформы системы измерений». В чем же необходимость этой реформы?

В начале года, в период традиционного подведения итогов — череды отчетных коллегий министерств и ведомств, подведена черта и в исследованиях медиапредпочтений жителей России. Еще в середине января свои данные привела компания Mediascope, по результатам которых пальма первенства от лидера российского телевидения — Первого канала — перешла к телеканалу «Россия 1» холдинга ВГТРК. Однако у федеральных каналов из года в год возникают вопросы к корректности измерений и чистоте вычислений. В худшем положении находится региональное телевидение, особенности которого, по мнению его представителей, монополистом на рынке телеизмерений компанией TNS, ныне Mediascope, не учитываются. В чем причина затяжных конфликтов и каких преобразований ждут от поставщика рейтингов руководители телеканалов — читайте в материале «Реального времени».

Перемены в телеизмерении нужны

Пару недель назад газета «Ведомости» со ссылкой на Mediascope сообщила, что Первый канал по итогам прошлого года уступил первое место конкуренту, телеканалу «Россия 1», входящему в холдинг ВГТРК. «Россию 1» в прошлом году смотрели 12,9% зрителей старше четырех лет, Первый канал — 12,7%. При этом «Ведомости» уточняют, что «оба телеканала очень скупо комментировали данные Mediascope». Представитель ВГТРК высказался в том духе, что компания хорошо работала весь год. А лидером эфира «Россию 1″, по его словам, сделало „усиление сериального направления“. Первый канал традиционно не верит данным Mediascope и ждет реформы системы измерений». В чем же необходимость этой реформы?

Пионер медиаизмерений — компания TNS Russia, перешедшая в структуру ВЦИОМ после введения поправок в закон о СМИ и закон о рекламе, ведет отсчет деятельности в России с 1989 года. За почти 30 лет некоторые участники рынка периодически оспаривают позиции монополиста. Так, главный оппонент, Первый канал, после многочисленной критики в начале нулевых создал собственную службу телеизмерений, позже и вовсе отказался учитывать показатели TNS.

Другие каналы также постепенно осознавали, что на рынке телеизмерений нужны перемены. И была даже идея у «Газпром-медиа», в холдинг которого входят НТВ, ТНТ, «Пятница!», ТВ-3, ТНТ4, «Матч ТВ», создать индустриальный комитет, который должен был бы выбрать одну компанию, способную учесть запросы телеканалов и обеспечить честные измерения. Но затея провалилась.

«Пиплметры» элементарно не успевают за изменениями отрасли. Фото dstu.ru

Маленький охват и моральное устаревание

Одна из претензий сводится к тому, что «пиплметры» элементарно не успевают за изменениями отрасли. «Эту тему и Волин (Алексей Волин, замминистра связи и массовых коммуникаций РФ, — прим. авт.) поднимал: «Ребята, ведь сейчас какие могут быть «коробочки»? Сейчас многие смотрят ТВ на смартфонах, пользуются Smart-TV — это все ведь вываливающийся из оценки сегмент», — комментирует ситуацию «Реальному времени» генеральный директор Омского областного телевидения Александр Малькевич.

Другое недовольство — в незначительном охвате. «У них маленькая выборка. И я не считаю их метод прозрачным. Мы несколько раз с ними спорили, встречались с руководством, но ни к чему не пришли. В итоге последние три года ничего у них не заказываем. Но и на рынке больше ничего нет. А нужен измеритель, который мерил бы в гораздо больших городах и с гораздо большим количеством „пиплметров“. А сейчас зачем платить за то, что не объективно, да еще и дорого», — недоумевает президент корпорации «Макс медиа групп» Михаил Микшис.

Охват действительно остается под сомнением. Например, по Татарстану телеизмерения производятся только в столице. И в Казани этих устройств 150. Если в среднем брать в расчет семью из четырех человек, то это 600 участников. При этом численность города составляет 1,169 млн человек. Выходит, что охват исследования только 0,05%. К тому же в методологию исследования не включается национальный принцип: непонятно, стоят ли эти 150 «пиплметров» только в русскоязычных или смешанных семьях.

«Рейтинги TNS по региональному телевидению по определению не могут быть объективными, — делится своим мнением директор телекомпании „Березники ТВ“ Максим Пасютин. — Березники является городом с населением в 150 тыс. человек. Это второй по величине в Пермском крае город. Отдельных данных по нему нет, цифры, собранные здесь, — лишь часть данных по Пермскому краю. В Березниках установлено меньше двух десятков „пиплметров“. Два десятка на 150-тысячный город! О какой объективности может идти речь? Кроме того, TNS не меряет отдельно так называемые „региональные окна“ (в том числе в прайм-тайм), а ведь в почти каждом крупном населенном пункте они выходят со своим (местным) контентом. Оттого мы и не пользуемся данными телеизмерений. Нужны подобные рейтинги разве что федеральным рекламодателям. Они при любом раскладе не учтут специфику каждого региона/города, а „средняя температура по больнице“ их, похоже, устраивает».

«Mediascope было бы хорошо провести обеляющую их деятельность работу, чтобы мы увидели, что система прозрачна», — комментирует ситуацию Александр Малькевич. Фото jourdom.ru

Новая упаковка старых проблем

Да, собственно, и переименование телеизмерителя было не случайным. В прошлом году депутат Госдумы Андрей Луговой внес законопроект о том, что измерять телесмотрение в России может только российская компания с долей иностранного владения не более 20%. Газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники писала, что первоначальным толчком для изменения законов было недовольство крупнейших телекомпаний тем, как делала свои подсчеты TNS. Телеканалы надеялись, что телеизмеритель-монополист сможет точнее считать аудиторию, расширит географию исследований и обеспечит клиентов релевантными данными по телевидению в сети. Однако после подведения итогов конкурса Роскомнадзора в Mediascope заявили, что продолжат полагаться на «пиплметры» и большого расширения панели ждать не стоит.

«Они же поменяли название, поменяли учредителей, другими словами, они перезапускаются. Им бы сейчас провести небольшую PR-кампанию для узкой аудитории, для нас, предложить интересные ценовые условия, потому что рекламодателям они продают по одной цене, а региональным каналам могли бы со скидкой предоставлять данные. Сейчас такие времена, когда режутся все непрофильные расходы. И Mediascope было бы хорошо провести обеляющую их деятельность работу, чтобы мы увидели, что система прозрачна, узнали бы, сколько этих измеряющих коробочек в каждом городе, и оценили бы, много это или мало… Может быть, стоит ввести дополнительные формы измерения», — задается вопросами Александр Малькевич.

«Как рейтинги растут, TNS — прекрасная компания, как рейтинги падают, так „пиплметров“ мало»

Тем не менее немало телекомпаний, признающих систему TNS рабочей. «Мы пользуемся рейтингами TNS, и я им доверяю. Это извечная история любого канала, и в самом TNS всегда смеются по этому поводу: как рейтинги растут, TNS — прекрасная компания, как рейтинги падают, так „пиплметров“ мало. У меня нет опасений по поводу TNS. У нас годовой контракт с ними, и каждую неделю нам приходят данные от них», — рассказала «Реальному времени» заместитель генерального директора красноярского телевидения ТВК Ксения Черепанова. С ней солидарен телеканал «Волгоград 1». «Мы им доверяем», — с ходу отметил представитель канала юго-восточной части России.

«Компания „Медиаскоп“, бывшая TNS, уже многие годы является эталонным измерителем в нашей стране, и нет причин не доверять ее данным, — считает директор телерадиокомпания „Башкортостан“ Галим Якупов. — Метод мониторинга телесмотрения, которым пользуется измеритель на сегодняшний день, является наиболее современным и массовым. А данными исследований пользуется большинство телеканалов страны. Но хочу отметить, что, например, некорректно сравнивать рейтинги региональных и федеральных каналов. И бюджеты, и рекламные рынки, и прочие возможности несопоставимы. Помимо ведущих федеральных телеканалов, которые привлекают львиную долю аудитории, с каждым годом появляются и становятся все более доступными десятки нишевых и тематических каналов, конкуренция растет, и региональным каналам, имеющим 100-процентное собственное вещание, все сложнее удерживать аудиторию. Кроме того, необходимо помнить, что телеизмерения производятся только в городах-миллионниках, притом известно, что в небольших городах, и особенно в сельской местности, востребованность национального телевещания априори выше. Кроме того, в Татарстане и Башкортостане, на мой взгляд, необходимо проводить исследования с учетом национального фактора, заключать договоры с семьями, в которых разговаривают на родном языке, как это делается, например, в Казахстане».

«Рейтинги TNS — это единственный инструмент, который доступен на сегодняшний день для анализа телевидения», — отмечает Любовь Орлова

При этом заместитель генерального директора по рекламе и коммерции Нижегородской государственной областной телерадиокомпании Любовь Орлова считает, что оперировать данными TNS — скорее, вынужденная мера. «На самом деле, рейтинги TNS — это единственный инструмент, который доступен на сегодняшний день для анализа телевидения, — отмечает она в разговоре с „Реальным временем“. — За неимением лучшего мы, естественно, вынуждены пользоваться их результатами».

(«Реальное время»)


www.tnv.ru - настройся на лучшее! Присоединяйтесь!
Программа Мин аквапарк до 16 апреля

x