Онлайн трансляция

Свернуть

Илья Славутский: «Женитьбой Бальзаминова» мы хотим дать людям надежду на счастье вопреки

Илья Славутский: «Женитьбой Бальзаминова» мы хотим дать людям надежду на счастье вопреки

https://tnv.ru

15 ноября 2024, 08:00

267

0

Илья Славутский: «Женитьбой Бальзаминова» мы хотим дать людям надежду на счастье вопреки
Уже сегодня Казанский академический русский Большой драматический театр им. В. И. Качалова представит зрителям премьеру комедии в двух действиях по пьесе русского драматурга Николая Островского «Женитьба Бальзаминова». Режиссером спектакля стал народный артист Татарстана Илья Славутский.

В преддверии премьеры редакция сайта ТНВ пообщалась с Ильей Славутским, а также с исполнителем роли Михайло Бальзаминова — заслуженным артистом Татарстана Алексеем Захаровым и исполнительницей роли свахи Акулины Гавриловны Красавиной — народной артисткой Татарстана Еленой Ряшиной, которые раскрыли подробности предстоящей премьеры.



— Илья Александрович, расскажите, почему выбрали «Женитьбу Бальзаминова», в каком прочтении она будет исполнена именно в театре Качалова?

— Александр Николаевич Островский — замечательный русский драматург, наш русский Шекспир, человек, который в сущности создал русский театр, написал такое огромное количество пьес, которые заложили фундамент русской драматургии. И «Женитьба Бальзаминова» — это одна из самых радостных пьес в его творчестве, вообще в русской драматургии. Это очень нежное, веселое, доброе, наивное произведение о герое, который там действует.

— Потому что хочется как-то людей порадовать, доставить им удовольствие в самом хорошем смысле этого слова. Чтобы люди пришли в театр, получили заряд радости, юмора, замечательного слова смешного Островского. Чтобы они с хорошим настроением ушли, чтобы это вселило в них веру в жизнь, в то, что счастье есть. Потому что пьеса она очень русская в том смысле, что несмотря ни на что — хэппи-энд. Человек очень хочет хэппи-энда в театре всегда.

— Мы ведь когда смотрим что-то, очень хочется, чтобы все поженились, и все было хорошо. Вот «Женитьба Бальзаминова» — это такая пьеса, где вопреки всему, все хорошо. Очень хочется, чтобы люди эту надежду получили. Посмеялись в хорошем смысле, повеселились, порадовались, и ушли с хорошим настроением, и вернулись снова.



— Расскажите, как рождается сам спектакль? Это музыка, актеры, герои, костюмы, свет?

— Любой спектакль рождается в муках, как и все в нашем мире рождается в муках. Во-первых, мы провели огромную работу с драматургией. Потому что любая драматургия, любая пьеса, даже самая хорошая, требует большой работы. То, что написано 200 лет назад, написано определенным языком, в определенных условиях, то есть, естественно, требует работы. То есть надо что-то «разрезать», «соединять», местами менять эпизоды, дописывать. Благо, у нас была эта счастливая возможность, потому что у Островского огромное количество пьес, и все они замечательные, и можно было брать из других пьес кусочки, фразы, составлять сцены.

— Можно сказать, что это вообще наша вариация этой пьесы. Это не так, что мы слово в слово взяли и просто рассказали, нет, это наш взгляд на эту пьесу. Как всегда это бывает в театре, пьеса — это одно, а то, что делает театр, режиссер — это уже некое другое произведение. Мы сделали действие более стремительным, внятным. Это требовало работы.

— Потом, это естественно проведена огромная работа над костюмами, они очень красивые. Замечательное оформление сделал Александр Михайлович Патраков, который, к сожалению, недавно ушел от нас. Но вот это наша последняя с ним работа, которую он успел довести до конца. Сделал замечательное оформление, афишу замечательную, красивый плакат. И мы в некотором смысле посвящаем его памяти эту работу. Так вот случилось, он чуть-чуть не дожил до премьеры, но мы успели все сделать.



— Красивый спектакль будет, с замечательным конем, очень смешной. В театре должно быть красиво, весело, умно. Очень часто эту пьесу ставят, и все время какие-то дураки почему-то. Я имею в виду, что почему-то как-то все очень кривляются в этой пьесе, даже хорошие театры, хорошие артисты. А мы постарались, чтобы это было не про каких-то там дураков, а про нас с вами, потому что мы ничем от них не отличаемся.

— Мы все хотим счастья, мы все его ищем, и Бальзаминов, конечно, это воплощение наверное русского характера отчасти. Это человек, который не отчаивается, на удивление, какие бы злоключения не случались в течение пьесы. Он верит в свою звезду, и побеждает, хотя бы уже только потому, что он не злой человек. Он может быть дурак, его называют все там дураком, но он добрый человек. Это конечно, я думаю, сознательно Островский продолжил русскую литературную традицию, это такое перевоплощение Иванушки-дурачка и всех русских образов каких-то и былинных, и сказочных…

— Очень важно, что в нашем русском многонациональном характере всегда слово «добрый» присутствует, ведь это же тоже очень важно. Мы же добрая страна. Мы же добрые люди. Это очень важно. И Бальзаминов Миша он добрый. Стихи пишет. Он почему хочет стать богатым, что очень важно, не чтобы над кем-то издеваться, а он хочет стихи писать, ездить красиво туда-сюда на лошади, на дрожках, вот поэтому все получается, потому что у него намерения-то хорошие.

— Илья Александрович, а если бы у вас была возможность выбрать роль, вы бы кого сыграли в этой пьесе?

— Ну я бы играл наверное того злодея, второй который негодяй, которого сейчас Павел Лазарев будет играть — Павлин Иваныч Устрашимов такой у нас человек. Антигерой. Аферист, который его обманывает, который девиц его увозит. Я очень доволен, что у всех будут хорошие актерские работы в спектакле. Это очень важно. Они все это делают со вкусом, без пошлости, без наигрыша, без каких-то кривляний, к чему к сожалению почти все всегда тяготеют. Очень важно соблюсти эту грань комедии, но чтобы это было не пошло, было хорошо, изящно. Наш спектакль изящный, красивый.



— Алексей, расскажите, какой будет Бальзаминов в вашем исполнении?

— Ну во-первых, очень сложно для меня было играть комедию. Комедию нужно играть всерьез, через искренность. И очень сложно сам жанр играть. Мишу Бальзаминова все считают дураком. А что такое дурак? Дурак в моем понимании — это человек просто очень наивный. Он очень верит в людей. Он искренне верит в то, что люди вокруг добрые и хорошие. Но почему-то это считается, что это дурак.

— Очень сложен Миша Бальзаминов для меня, потому что очень далек от Алексея Захарова. Эта роль для меня на сопротивление. Я так не волновался перед премьерой, наверное, со времен «Бега». Потому что роль Голубкова в моем исполнении сложна для меня тем, что это совершенно другой человек, не Алексей Захаров.

— И также Миша Бальзаминов. Он очень сложный в плане того, что он очень не похож на меня. Я не такой наивный, я более хладнокровный, я более серьезный. И единственное, наверное, что у нас с Мишей Бальзаминовым совпадает, это какая-то творческая натура. И все. Поэтому это очень сложно играть. И очень волнительно для меня.



— В жизни вы могли бы жениться из-за денег?

— Если бы я женился из-за денег, то это точно было бы не как Миша Бальзаминов. У Миши Бальзаминова абсолютно бескорыстная цель. Почему люди с деньгами могут себе позволить, а я не могу себе позволить — вот мнение Миши. Почему кому-то можно, а мне нельзя? Ведь для Миши Бальзаминова деньги — это способ просто свободно жить, свободно писать свои стишки, поэмы. То есть деньги — это как способ достижения целей, а не просто самоцель. Поэтому он ищет человека, который его будет понимать.

— Он все равно ищет женщину, чтобы любить. В итоге так и получается, что не ради денег. Все совпало просто. Дураку повезло. У нас вообще в России дуракам везет в основном. То есть Иван-дурак тоже вот у нас сказка идет, тоже в принципе ему там повезло. Но Миша Бальзаминов не просто сидит и мечтает. Он ухаживает за женщинами, ходит под окнами, пытается познакомиться. Он делает все для того, чтобы его мечта осуществилась. И конечно же деньги. Для него это очень важно, чтобы быть свободным. Чтобы ни от кого не зависеть, чтобы делать то, что он хочет, по его мнению, для этого нужны деньги.



— Алексей, какие главные черты в Бальзаминове?

— Бальзаминов наивный и честный человек, он никогда никого не обманул. Он в поиске счастья. И считает, что счастье есть, просто его надо искать и стремиться к этому. А деньги — это способ быстрее стать счастливым. Главные черты в Бальзаминове — это бескорыстность и искренность.



— Пьеса написана почти 200 лет назад, как создавали сам образ?

— Костюмы у нас стилизованные, они не относятся к определенному какому-то времени. И декорации — это сказочное такое оформление. В принципе могу сказать, что это сказка про Ивана-дурака только для взрослых. Ничего не поменялось на самом деле, поэтому играть в плане стиля не сложно. Зрители, я думаю, абсолютно поймут эту историю, потому что это очень актуально.

— Вообще, когда я пришел в театр в 2006 году, у меня были две мечты. Я хотел сыграть Глумова и хотел сыграть Бальзаминова. Глумов потом как-то отошел на второй план. Но очень хотелось сыграть Бальзаминова. И когда Илья Славутский все-таки решился взяться за эту пьесу, я очень ему благодарен за то, что он доверил мне эту роль.

— Я очень хочу, чтобы зритель пришел и получил наслаждение в наше сложное время. Я считаю, что легкая, нежная, добрая комедия о любви сейчас необходима зрителю. Чтобы зритель пришел, ни о чем не думал, а просто расслабился и посмотрел на красивую историю.



— Чем будет отличаться Миша Бальзаминов Алексея Захарова? Повлияла ли как-то на ваш образ роль Миши Бальзаминова в исполнении Георгия Вицина?

— Он будет отличаться тем, что мой Миша Бальзаминов более хладнокровный, чем у Вицина. Мой Миша Бальзаминов более осознанный, более понимающий. Потому что Вицин совсем поэтизированный. Был. У меня более приземленный Бальзаминов будет. Надеюсь, что зритель унесет с собой частичку радости и добра после просмотра нашего спектакля.



Елена Юрьевна, расскажите о вашей героине, которую вы играете в пьесе.

— Ну во-первых, это огромная радость для актрисы — прикоснуться к такому материалу. Потому что мне нравится играть разные роли, разноплановые. Последняя премьера у меня была «Гамлет», где я играю Гертруду. И вот сейчас я столкнулась с таким персонажем, как сваха.

— На самом деле это очень сложный персонаж, потому что сегодня у нас нет этой профессии, она ушла из обихода. А у Островского во всех пьесах присутствует сваха. Они все друг на друга немного похожи. Они говорят определенными оборотами, которые мы сейчас в жизни не используем. И самое сложное в этой роли было присвоить все эти поговорки, которые на самом деле очень смешные. Потому что эта пьеса давно разошлась на цитаты. Ее цитируют все — от мала до велика.

— Эту пьесу все прекрасно знают, все любят. И для меня сложность была, и моя задача, как свахи — все ее шутки, прибаутки, необычные поговорки, какие-то слова «переплавить» в нормальную речь, чтобы это было как-то естественно, органично, и чтобы это не было какой-то вставной шуткой. И когда я именно начала репетировать, когда мы читали, когда мы вышли на площадку, я поняла, что это очень сложно.



— Потому что есть такая тенденция во всех театрах, где ставятся пьесы Островского, где есть сваха, как правило, их играют такие мощные актрисы темпераментные, которые как-бы с таким мотором в одном месте. И это всегда легко сесть на какой-то определенный штамп, как это все делают, потому что вроде как текст Островского тебя куда-то ведет. И когда у тебя есть огромный опыт и вроде легко что-то сыграть. А вот именно самая главная сложность в персонаже свахи Акулины Гавриловны как раз — ничего не сыграть. Как раз не поддаться этому очарованию текста. И, грубо говоря, быть естественной и делать дело. Потому что она все-таки человек дела.

— Сваха, которая устраивает судьбы. И в нашем спектакле это персонаж, который устроил судьбу Миши Бальзаминова, который очень хотел жениться. И так совпало каким-то чудесным образом, но это все равно не без ее помощи. И она режиссер этого действа, она как-бы связующее звено, которая через весь спектакль упорно шла к тому, что она такой помощник Миши Бальзаминова в его жизни и это прекрасный финал, к которому он пришел. И Домна Белотелова, как они встретились, это все мне кажется заслуга свахи, и нужно было найти в этой героине не просто характер, а именно понять, что она делает, кто она такая, и перенести на сегодняшнюю жизнь, кто эти сегодня люди могли быть. Это было очень интересно.



— Елена Юрьевна, а если бы режиссер не так распределил роли, вы бы сами кого хотели в этой пьесе сыграть?

— У меня такая история, что моя мама очень любит эту пьесу, она всегда говорила, что мне надо сваху сыграть. Ей нравится Лидия Смирнова в фильме. А я как-то думала, наверное, это не мое. И когда мы приняли решение, что мы будем делать эту пьесу, естественно, первое, что возникло, что это моя работа. И я даже как-то не думала про что-то другое. В силу того, что возраст естественно мой уже подходит для этой роли. Может быть, если бы я была моложе, что-то я другое бы себе прикинула, но нет, я как-то не думала ни о какой другой работе.



В спектакле «Женитьба Бальзаминова» заняты: народная артистка РТ Елена Ряшина, заслуженные артисты РТ Алексей Захаров, Антонина Иванова, Павел Лазарев, Александр Малинин, артисты Регина Габбазова, Людмила Сидорова, Анна Макарова, Анастасия Королева, Софья Поддубная, Алексей Кручинин, Сергей Мельников, Диана Елизарова, Антон Качалов, Владимир Леонтьев, Анатолий Горелов, Радмир Зиятдинов.

Фото: vk.com/teatrkachalov, TNV.RU

Читайте новости в нашем Telegram и Дзен.



Другие новости по теме

Народный художник Татарстана Александр Патраков скончался в возрасте 76 лет

«Я занимаюсь любимым делом»: Павел Лазарев о почетном звании, знаковой роли и становлении себя как артиста

Чета Миннихановых посетила премьерный показ спектакля «Гамлет» в театре имени Качалова

Один из ведущих актеров театра Качалова Павел Лазарев стал заслуженным артистом РТ

Стало известно, чем удивят Качаловцы в новом 234-м театральном сезоне

Качаловцы триумфально закрыли сезон на фестивале «Вахтангов. Путь домой» во Владикавказе

Исполняющие роли Гамлета и Офелии - Павел Лазарев и Регина Габбазова рассказали о подготовке к премьере

«Я работаю для зрителя»: Александр Славутский о критериях успеха театра, труппе и предстоящей премьере

«К профессии артиста нельзя относиться как к работе»: Алексей Захаров о магии театра, удаче и благодарности зрителя

Комментарии 0

Аватар

Новости партнёров