Онлайн трансляция

Свернуть

Ян Гордеев: «Я не думал, что мой телеграм-канал про историю Казани может кого-то привлечь»

14 августа 2019, 09:05

11056

0

Создатель «Архитектурасы» о сносе Арских казарм, об ошибке всеобщей заборизации и дефиците реставраторов в Татарстане.

Ян Гордеев: «Я не думал, что мой телеграм-канал про историю Казани может кого-то привлечь»
Интернет-редакция ТНВ пообщалась с журналистом Яном Гордеевым, который запустил телеграм-канал «Архитектурасы». В своем видеоинтервью он делится взглядом на состояние казанской архитектуры, рассказывает о громком скандале с мозаикой на здании ДОСААФа и эволюции татарской власти.

«ДЛЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ КАЗАНЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЦЕННОСТЬЮ №1»

- Вы достаточно долго работали в журналистике и вдруг стали администратором телеграм-канала. Почему вдруг последовали за модными веянием? Где до телеграма успели поработать, расскажите вкратце о себе.

- Я был журналистом около 10 лет, в 2017 году я ушел из журналистики, потому что наступила определенная усталость. 10 лет в новостях, а они никогда не заканчиваются. Последние несколько лет я работал редактором в издании KazanFirst. У меня появилась потребность в смене деятельности.
Телеграм-канал возник в моей жизни не случайно. Мой друг ведет телеграм-канал, посвященный путешествиям, однажды он показал мне его, я подписался, и мне показалось это довольно интересным форматом подачи информации. Ты можешь уйти из профессии, а она из тебя никогда не уйдет. Так появилась идея писать о том, что мне было интересно. Я соединил две фотографии разного времени – это вызвало интерес лично у меня, я подумал было бы интересно посмотреть, как менялся город Казань. Историей я увлекался с самого детства, это привил мне мой папа.

Вот так и появился мой телеграм-канал «Архитектурасы». Изначально я вел его только для друзей. Я не думал, что это может кого-то привлечь, потому что я писал там про историю Казани. В какой-то момент это вызвало фурор. Ты начинаешь осознавать то, что о твоей маленькой площадке начинают говорить все. Причем это не мои слова, многие в нашем казанском информационном поле говорили о том, что это феномен. Я не прикладывал для этого никаких специальных усилий, не делал рекламу канала, но количество подписчиков с каждым днем растет. В раскрутке моего телеграм-канала принимают участие почти все СМИ, для меня это было большим удивлением, и я с благодарностью отношусь ко всем. Т.е. издания упоминали о моем канале в своих материалах, для меня это лишнее подтверждением того, что канал «Архитектурасы» является культурным и историческим феноменом последних полутора лет.
Позже я проанализировал, почему так произошло. Во-первых, моя аудитория - это молодые люди, им важно понимать кто они и откуда, и что место, в котором они живут, оно представляет ценность. Дело в том, что исторически так сложилось, люди, которые пережили 1991 год, крушение Советского Союза и крушение прежней жизни для них не только Казань, а вся Россия потеряла всякую ценность. Мы наблюдаем это сейчас, когда уничтожаются памятники. Люди, которые их уничтожают, искренне не понимают (люди старшего поколения), почему другие люди (молодежь) протестуют против сноса. Для молодых людей Казань является ценностью №1.

Однажды я писал статью на основе исследований фонда Петербургской политики. К моему удивлению этот фонд обнаружил, что в России появился социологический феномен, который можно назвать «региональным патриотизмом». В основном это происходит среди молодых людей, т.к. они пытаются занять свое место под солнцем, и для этого нужны идеологические обоснования. Как раз это и нашло выход в региональном патриотизме.

Феномен регионального патриотизма нашел выход в истории с Арскими казармами. Когда расформировали артиллерийское училище, там осталось очень много красивых и старинных зданий, построенных еще при Императоре Николае II, и все пошло под снос. Это были типовые военные постройки, они остались в Финляндии и в той части Турции, которая когда-то принадлежала Российской Империи. В Финляндии эти постройки объявлены национально - культурной средой, а у нас они были
объявлены мусором.




- «Архитектурасы» - это ваш первый проект в Телеграме?

- Да это мой первый проект, как я уже сказал, он был создан только для друзей. Мой брат проживает в Нижнем Новгороде и его также заинтересовал этот проект, он создал такой же. Я думаю, что и в других городах появится нечто похожее. Например, в Астрахани на протяжении нескольких лет подобную группу ведет фотохудожник. Для этого нужен доступ к историческим фотографиям, которые сейчас в свободном доступе и минимальные знания по городу. Людям интересна история города. Так, как история города представляет интерес сейчас – она не представляла никогда. Сам канал о явлении «региональный патриотизм» и в хорошем смысле о буйстве молодежи. За последние несколько дней на канале прибавилось 200 подписчиков и их стало 3200, и я думаю, что останавливаться он не будет.
  
- Видимо, сказалась и история с панно здания ДОСААФ?

- Само здание ДОСААФа не представляет архитектурно-исторической ценности, кроме мозаики 60-х годов художника Сергея Бубеннова. Панно было уничтожено, возможно, мозаику пытались снять, но не смогли, порушили и закрыли композитными панелями. Для меня было большим удивлением узнать, как разошлась эта новость по всей России. Панно обещали восстановить.

«ЛЮБИМЫЙ ГОРОД У МЕНЯ ОДИН – ЭТО КАЗАНЬ»

- Расскажите о своих любимых городах и об их преимуществах перед другими.

- Любимый город у меня один – это Казань. Я ни так много городов посетил в своей жизни. Какое-то время я жил в Москве и как любому провинциалу мне казалось, что Москва - это город стоящий тысячи слов. Но когда я начал там жить, то понял, что Казань намного лучше. Москва – это сильно переполненный город. И вернувшись в Казань, я понял, что здесь легче дышать. У Казани очень хорошая энергетика. Казанский дух он живо чувствуется везде. Отличие от других городов очевидно, он еще не успел развиться как мегаполис. Здесь другой темп жизни и это означает, что есть куда расти. Я с печалью смотрю на то, что мои ровесники говорят, что здесь нечего делать и уезжают в Москву и Петербург. Но я искренне считаю, что Казань - это город, у которого все есть.

- Как вы оцениваете изменения Казани последних лет?

- Я могу описать это двумя словами триумф и трагедия. Триумф – это Универсиада, Чемпионат мира по футболу. Перед Универсиадой я ходил по Казани и не мог поверить, что это мой город. Трагедия заключается в том, что за последние 25 лет преступлений перед городом было очень много. Потому что исторический центр был на половину уничтожен. И это невосполнимая трагедия. Я противник того, чтобы восстанавливать уже снесенное. А снесено было очень многое, и я считаю, что пора уже остановится.




- Как вы думаете, будет ли опыт с разрушением Арских казарм поучительным для Казани?

- Опытом безусловно будет. Арские казармы – это была некая черта. Если бы это было 5 лет назад, подогнали бы экскаватор, и никто бы даже не заметил сноса. Сейчас это уже невозможно. Мне хочется верить то, что разрушение Арских казарм было последней точкой и больше ничего подобного не произойдет. Уже не представляется возможным тихо и спокойно подогнать экскаватор, взять композитную панель и закрыть изуродованную мозаику. Это невозможно будет сделать тихо и без последствий, общество будет об этом кричать. И я думаю, что правило, что в Казани за 100 лет снесли столько всего и нам пора уже остановится – должно стать для людей основополагающим принципом. Но есть циничные люди с деньгами, как раз они и должны понимать, что уже никто не позволит им что-то разрушить.

- Можете ли вы предсказывать будущее городов с помощью своих архитектурных видений?

- Я скажу только о Казани. Существует проблема, у нас есть старинные постройки, и со временем они ветшают. Памятник можно разрушить двумя способами: первый – подогнать бульдозер и снести его, второй – можно начать его реставрировать. Например, дом Алафузова пережил 90-е годы, дошел до нас практически в руинах, но на 70% внешне он выглядел неплохо и внушал надежду, что его можно восстановить. После осмотра дома, его начали восстанавливать при помощи Министерства лесного хозяйства. У меня возник вопрос, почему именно Минсельхоз занимается восстановлением памятников? Они поступили очень просто, подогнали бульдозер, снесли это старинное здание и построили примерно похожее. Памятник превращен в муляж. Когда у нас начинают реставрировать памятники таким варварским способом – это просто еще одна форма уничтожения. У нас не развита реставраторская школа и нет специалистов. Их нужно приглашать из других регионов. Казань и Республика должны пересмотреть свои подходы к сохранению исторических ценностей. Многие иностранцы, которые приезжают в Россию и смотрят на наше архитектурное наследие, говорят что мы сами того не замечая, ходим по золоту.

Нам понадобились годы, чтобы понять, что исторические здания нужно сохранять. Теперь нам нужно понять, как сохранить все оставшееся, пока оно не разрушилось. Есть определенная критическая масса людей, которая понимает это. Дальше нужно понимание и воля людей, которые принимают ответственное решение. То, что меня удивило это деревянная усадьба Дротоевского-Молоткова на Карла Маркса. У дома был очень богатый декор, он восстановлен, но не в тех пропорциях и это проблема реставрации.

Например, Московский рынок и знаменитая мозаичная тюбетейка – это советское наследие. С задней части этого здания мозаика отвалилась. Как ее восстановили? Повесили отсканированные фотообои. И это не реставрация, а уничтожение.

«АРХИТЕКТУРА ОНА ВСЕГДА РАЗНАЯ, И ДОРОГОЕ НЕ ЗНАЧИТ КРАСИВОЕ»

- Вы сами обращаетесь в инстанции?

- Я не обращаюсь ни в какие организации. Мне иногда пишет Иван Гущин, председатель комитета РТ по охране объектов культурного наследия, у меня есть контакт с Олесей Балтусовой помощником президента РТ. Когда была эпопея с Арскими казармами, я писал и призывал своих друзей и подписчиков тоже отправлять письма в Комитет по охране культурного наследия. Но все же я вижу свою задачу в просвещении и привлечении внимания к проблемам. Панно 60-х обещают восстановить.
- Согласны ли вы, что качественная архитектура — удовольствие недешевое, а потому современному обществу она не по карману. Не даром же есть даже присказка хочешь разориться найми «мудрого архитектора».

- В Казани действительно за последние 20 лет не построено ничего выдающегося в архитектурном плане, кроме религиозных сооружений. На улице Тукая стоит здание – образец конструктивизма, его завесили композитными панелями, хотя здание было бы проще покрасить. Мне иногда кажется, что таким образом осваивается бюджет. Потому что одно дело просто покрасить здание, а другое дело потратить большие деньги на композитные панели. Архитектура она всегда разная и дорогое не значит красивое. Если вы встанете со стороны Кировской дамбы и посмотрите на панораму Казанского кремля, то вы заметите, что она уничтожена. Над башней Сююмбикэ возвышается ЖК «Суворовский» и другие постройки, которые появились в последние десятилетия, а ведь это же объект ЮНЕСКО.




- Есть теория, что если хорошо обустроена внешняя среда, то и человек соответственно с ней изменяет свои потребности… Согласны ли вы с этим?

- Да, конечно, безусловно, согласен. Мы наблюдаем это последние 5-6 лет, и я очень рад, что президент это понимает. Поскольку я был журналистом и наблюдал эволюцию людей, которые находятся во власти, я помню, как все происходило. В какой-то момент в Республике возникло понимание такой проблемы, что мы очень много денег вкладываем в молодежь, а она не хочет оставаться в Казани. Почему? Почему молодежь уезжает в другие города, за границу? Таким образом, возник вопрос со средой. Понятное дело, там, где тебе хорошо жить, ты оттуда не уедешь. Появились программы по облагораживанию территорий, в этом отношении Казань очень сильно преобразилась.

- Какими вам видятся основные городские проблемы на данный момент, которые нужно поднимать?

- На данный момент вопрос с заборами самый актуальный и он не до конца понимается сторонами. Люди, которые выступают против заборов, на самом деле они не против них, они против безумного установления их повсюду. Нет диалога между людьми, которые принимают решения и потребителями этих решений. Мне кажется, что, если бы ГИБДД и городские власти двигались от района к району и вместе с жителями обсуждали обустройство парков, дворов и установку заборов, проблема бы перестала существовать. Этот диалог отсутствует.



  
- На что должен ориентироваться современный градостроитель и архитектор?

- Есть каноны профессии, есть тренды и место, в котором ты живешь. Сейчас обсуждают вопрос о реконструкции торгового центра «Кольцо». Торговый центр был построен на месте номеров Мазурова. Сама площадь раньше представляла собой ромб, внутри которого была вписана окружность. До 40-х годов по этой окружности ездили трамваи. Нынешние архитекторы попытались восстановить силуэты [номеров Мазурова]. Сохранить часть ромба, сделать торговый центр современным, но ночью он бы подсвечивал силуэты зданий, которых там нет. Помнить о том, какой был город необходимо всегда, особенно во время проектирования.


Регина Яфарова

Читайте новости в нашем Telegram и Дзен.



Комментарии 0

Аватар

Новости партнёров