Олег Ивенко: «Это была огромная задача – задать правильную планку молодого Рудольфа Нуреева» (ВИДЕО)
23 октября 2019, 12:00
796
0
Как казанский артист балета стал актером кино и сыграл в фильме Волан-де-Морта
Солист театра оперы и балеты им. Мусы Джалиля Олег Ивенко сыграл главную роль в фильме «Нуреев. Белый ворон». Режиссером фильма являлся британский актер Рэйф Файнс, известный по роли лорда Волан-де-Морта в киносаге про Гарри Поттера.
В интервью интернет-редакции ТНВ Олег рассказал о фестивале современной хореографии, съемках фильма про Рудольфа Нуреева и о танцовщике Сергее Полунине.
С 2010 года Олег начал работать в труппе театра оперы и балета им. М. Джалиля в Казани. Он окончил Харьковскую хореографическую школу и Белорусский государственный хореографический колледж. На данный момент он продолжает работу в театре как танцовщик, и одновременно является художественным руководителем фестиваля современной хореографии #StagePlatforma.
«Впервые в Казань приехал в 2010 году»
- Как вы пришли в профессию. Это был осознанный выбор?
- В начале я не выбирал, это сделала за меня мама, потому что сделать выбор в 5 лет невозможно. Я был активным ребенком, который не сидел на месте. «Раз он хорошо двигается под музыку, значит нужно с этим что-то делать», - сказала мама и отдала меня в полупрофессиональный кружок танца. Там распознали мою активность и то, что я быстро все улавливал, и посоветовали сходить в Харьковскую хореографическую школу. Там был большой отбор и совершенно случайно я попал к лучшему педагогу, к которому выстраивается очередь на год вперед. Я оказался среди тех людей, кого выбрала эта преподаватель.
Позже были моменты, когда я не хотел заниматься балетом. Надо сказать, что это безумно трудная профессия. Это постоянные нагрузки во время репетиций, а на сцене мы показываем легкость.
До 15 лет у тебя нет осознания того, что эти ежедневные занятия балетом – это серьезно. У меня в 15 лет произошел переломный момент, когда я понял, что это будет приносить мне хлеб и будет моим будущим. Как раз в этом возрасте я поступил в Белорусский хореографический колледж в Минске. Там я был одним из худших, мне нужно было начинать все заново. Помню, как я оставался репетировать в залах до 9-10 вечера, чтобы оттачивать мастерство. Обязательно подумайте, прежде чем идти в балет.
В 2010-м году в Казани проходил фестиваль хореографических училищ и тогда я приезжал выступать от лица Белорусского колледжа. Я помню, как художественный руководитель театра оперы и балета имени М. Джалиля Владимир Яковлев зашел в гримерку и спросил, кто готов к сотрудничеству. Студенты нашего Белорусского колледжа должны отработать 2 года по контракту, потому что за них платит государство, а за меня платили родители, и я подумал: «А почему бы не посотрудничать?». До этого мне поступали предложения из Минска (Белоруссия), из Польши, всего 10 приглашений, а из России - только Казань. Я всегда хотел работать в России, и подумал, что это отличный случай попасть сюда.
«Я думал про себя, что кино - это интересно, но никогда не думал что это реально»
- Как проходил кастинг фильма про Нуриева?
- Это был обычный кастинг, а приглашение я получил от коллеги, она сказала: «Тобой интересуются, дай свой номер». Кастинг-директора заинтересовались мной как возможным претендентом на роль в фильме о Рудольфе Нурееве. Я думал про себя, что кино - это интересно, но никогда не думал, что это реально. Есть реальность, а есть мысли превращающиеся в мечты. Я снял и отправил небольшое видео о себе. Спустя время со мной связались, и кастинг-директора приехали в Казань, чтобы посмотреть на меня. Изначально предполагалось, что в фильме должен быть не танцовщик, а настоящий актер. Но Рэйф хотел поступить по-другому, найти именно танцовщика, который может раскрыться как актер. Это уже более глубокая и сложная миссия.
Было очень много претендентов на главную роль - и Сережа Полунин, и Игорь Цвирко, и Артем Овчаренко и другие. Позже я попал на скрин-тест с актерами, приехал в Санкт-Петербург, где познакомился с Рэйфом Файнсом и всеми продюсерами фильма. Мы сняли 4 или 5 сцен, и как раз там у меня был переломный момент. Я начал зажиматься, ко мне подошел Рэйф и сказал: «Перестань зажиматься, расслабься». Я так и поступил, доверился ему, как своему учителю, который остается им, и по сей день. Так и начались наши отношения с Рэйфом Файнсом, собственно как в кино, где он играл моего учителя по балету, а я его ученика. Он учил меня актерскому мастерству с нуля, мы целый год прорабатывали всякие хитрости и нюансы и работали над фильмом.
- Помогали ли вы ему с русским языком?
- У нас был один и тот же педагог, у него - по русскому языку, у меня - по английскому. Я же помогал ему больше по балету, т.к. это нужно было для его роли. Но иногда бывает такое, что он разговаривает со мной по-русски, а я с ним по-английски и это забавно.
- Это был ваш дебют в кино, расскажите о том, где и как проходили съемки?
- Съемки проходили в Париже, Санкт-Петербурге и Сербии на протяжении 4 месяцев. Мне было безумно сложно сочетать мои репетиции в театре с подготовкой к фильму. Были моменты, когда нужно было похудеть или поправиться, это было тяжело. Нужно похудеть, а у меня спектакль, где нужно носить партнершу. Я пообещал себе: «Сделай максимум, что ты можешь, а дальше будет видно».
После того, как я узнал, что вошел в тройку претендентов на главную роль в фильме, я еще раз приехал в Петербург, чтобы встретиться и пообщаться с Рэйфом и увидеть, насколько мы с ним похожи мыслями о Рудольфе Нурееве. Перед нами стояла задача показать именно молодого Нуреева, потому что взрослого все знают, а молодого нет. И это была огромная задача – задать правильную планку молодого Рудольфа Нуреева. После этого я уехал на гастроли с театром, и во время них мне Рэйф прислал письмо, о том, что он хочет видеть меня в главной роли. Я был безумно счастлив.
- Что для вас было важным в процессе съемок в фильме Рэйфа Файнса «Нуреев. Белый ворон»?
- Я знаю о том, что это великий танцовщик, что это человек, который изменил тенденции танца, но ничего глобального я о нем не знал. Когда меня уже точно утвердили на роль, я начал узнавать о нем больше. Для меня показатель - это Хит Леджер, который погрузился и перевоплотился в Джокера. Я, не говоря никому о том, что меня утвердили на роль в фильме, постарался погрузиться в его образ. Только когда мне стали делать замечания, что я стал грубым, я понял, что у меня получается. Я никому не говорил, что буду сниматься в кино, потому что это хвастовство и это никому не нужно.
- Почему режиссер решил показать именно тот момент жизни Нуреева?
- Потому что его восхитило, как молодой парень решил за 40 минут свою судьбу. Как он бросил СССР и своих родителей и решил остаться в Париже, где его душа чувствовала спокойствие.
«Это хорошо, что в наше время есть такой скандальный танцовщик, который делает татухи везде, где не надо»
- Когда Рудольф Нуреев приехал спустя 30 лет в Россию, и его спросили, вы заметили, как изменилась страна? Он ответил, что его не интересуют изменения в стране, его интересует, что нового в российском балете. Вы побыли на Западе, и чего сегодня не хватает российскому балету, и что вы переняли оттуда для своего творчества?
- Раньше балет основывался только на классической хореографии, и была лишь одна его интерпретация. Сейчас же появились разные редакции, и появился современный балет – модерн и контемпорари. Современная хореография может разнообразить и украсить современный балет. На данный момент, танцуя только классический репертуар - ты не будешь развиваться, потому что телу нужно что-то новое. Современная хореография дает толчок на то чтобы ты развивался не только физически, но и умственно.
- Вы - художественный руководитель фестиваля современной хореографии #StagePlatforma. Расскажите подробнее об проекте?
- Да, я являюсь художественным руководителем. У нас в Казани есть кружки и коллективы, которые пытаются сделать современную хореографию, но это не так, как бы я хотел. Я это вижу обширней, и поэтому у нас с командой появилась идея создать "площадку", на которой танцовщики не только с нашего театра смогут попробовать и поставить свою хореографию, но и перенять опыт у других, и вынести это на суд зрителю. Так появился фестиваль #StagePlatforma.
- В последнее время балет вспоминают в контексте скандала с Сергеем Полуниным (Российский танцовщик балета, известен своими высказываниями о Владимире Путине, Дональде Трампе, зарплатах у танцовщиков балета и т.д. - ред.). Как мне кажется – это способ привлечения внимания таким образом и к балету, ощущаете ли вы сами влияние политики?
- Он это он, это его образ жизни, его мышление. Я не думаю, что он хотел обидеть каких-то людей. Он выразил свою точку зрения, а люди привыкли искажать мнение. Я знаю его лично, и поэтому я не думаю, что он высказал свое мнение, пожелав кому-то плохого. Это хорошо, что в наше время есть такой скандальный танцовщик, который делает татухи везде, где не надо.
- Возможно ли назвать главное достижение балета? Какое влияние он оказывает на людей?
- Балет существует уже столько лет, и он до сих пор интересен, это и есть элитарное искусство. Люди приходят вдохновляться. Мне часто пишут в соцсетях: «Спасибо, это было что-то невероятное! Я ощутила легкость и почувствовала что живу». Это очень приятно читать. Ты понимаешь, что у тебя есть определенная миссия на этот момент. И ты понимаешь, что ты все делаешь не зря! Хуже, когда ты станцевал и тебе никто ничего не говорит, это самое ужасное и нужно все заканчивать, иначе ты не там где нужно. А когда пишут отзывы, значит, ты действительно делаешь кого-то счастливым. Когда присылают записи, где человек станцевал и просит оценить – это тоже приятно. Это очень важно, что ты смог вдохновить человека выйти за рамки.
«Сейчас у меня агент, который работает с Кейт Уинслейт, посмотрим, во что это выльется»
- Не думали ли вы переезжать за границу?
- Ты не должен сидеть на месте – это самое главное. Если касается просто жизни, то ты можешь жить где угодно, главное чтоб тебе нравилось. Я, например, хотел бы в Америке жить, но там тоже свои минусы. Раньше не было возможности путешествовать, сейчас она есть. Не знаю, как дальше сложится с кино. У меня были предложения сниматься в кино еще. Это был проект на 3 года, но я отказался, потому что я хочу еще потанцевать. Сейчас у меня агент, который работает с Кейт Уинслейт, посмотрим, во что это выльется.
- С кем из танцоров балета вам хотелось бы поработать? И с кем уже удалось?
- Я бы поработал с Дианой Вишневой (прима-балерина Мариинского театра). У нее есть репутация капризной балерины, но у меня тоже есть капризный человек внутри.
- Назовите главные плюсы и минусы работы артиста балета? В чем главные трудности?
- Плюсы балета в том, что ты выражаешь себя в танце без слов, а это мало кому дано. А минусы в том, что ты заложник этого пространства. Нет свободного времени, сколько бы хотелось. У меня помимо работы в театре есть школа, фестиваль, кино – я стараюсь все совместить. А большинство артистов сидят в театре с утра до вечера – они заложники одного места на протяжении 15-20 лет. Когда у танцовщика балета заканчивается карьера, куда он идет? В балет вкладывается очень мало денег, не как в спорт.
- Какой из спектаклей, где вы танцевали, является для вас самым любимым?
- На самом деле все партии многогранны. Сейчас, когда я столкнулся с драматической точкой зрения, я понял, что просто не доделывал то, что было нужно. Т.е. я не раскрывал персонажа на все 100%. Физически я сделал все, но я не сделал драматически. Сейчас моя задача сделать так, чтобы зритель смотрел и думал: «А что, балет закончился, да? Я хочу еще!». Я хочу, чтоб у зрителя оставалось ощущение послевкусия, когда вы не спешите в антракте за бутербродами, а когда вы думаете: «Уже антракт!? А так интересно было!».
Комментарии 0