25 февраля 2020, 08:00
802
0
Эксклюзивное интервью с форвардом УНИКСа о баскетболе и не только
Валерий Лиходей выступал в УНИКСе еще при Евгении Пашутине. Затем уехал играть в ведущих европейских чемпионатах, но вернулся в Россию, чтобы вновь подписать контракт с казанским клубом. Почему УНИКС не так стабилен, как в прошлом сезоне, когда удастся свергнуть ЦСКА с трона российского баскетбола, неизвестная правда о жизни в Европе и России, коронавирус и многое другое в эксклюзивном интервью интернет-редакции ТНВ.
«У ПРИФТИСА КОМБИНАЦИОННЫЙ БАСКЕТБОЛ, Я ОЧЕНЬ ДОВОЛЕН»
- УНИКС в чемпионате идет на четвертом месте с большим отрывом от места в тройке. А в прошлом сезоне до последней игры претендовали на победу в «регулярке». В чем причина нынешнего результата?
- Да, в этом году мы довольно неожиданно проиграли «Енисею», «Калеву». Именно эти две победы дали бы нам место в тройке. А зацепи еще пару игр, и мы были бы на втором месте. А так, сейчас в чемпионате все много проигрывают. Тот же ЦСКА уступил в 4-х матчах.
- Вы не первый раз в УНИКСе. Уже выступали в команде Пашутина в 2014-2016-х годах. Чем нынешняя команда Прифтиса отличается от коллектива тех лет?
- Сейчас в Казани вообще все изменилось в лучшую сторону. В «Баскет-Холле» обновили раздевалку, тренажерку. Везде реклама наших матчей. Играть в баскетбол в Казани стало намного более приятно. Всегда чувствуешь, что УНИКС знают в городе. Раньше такого не было.
- Да, и посещаемость заметно выросла. Но нас больше интересует разница именно в игре команд Пашутина и Прифтиса.
- Конечно, у каждого тренера свой подход к игре. Разные тренировки, комбинации, видение игры.
- У Пашутина в игре был больший акцент на индивидуальные качества таких игроков как Лэнгфорд?
- Ну, да, да… А у Прифтиса более командный баскетбол. Так что стало интереснее. Мне нравится, я очень доволен.
«ХОЧЕТСЯ ОБЫГРАТЬ В ПЛЕЙ-ОФФ ЦСКА И ХИМКИ В ЛЮБОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ»
- В плей-офф УНИКСу не особо везет. Занимаете по итогам «регулярки» 2 - 3 место – здравствуй «Химки» в полуфинале. Сейчас вот пока на четвертом, но и тут «Химки» на первое забрались и угрожают новым свиданием. И показательно, что эти встречи заканчиваются поражение УНИКСа. Что делать-то?
- Тяжело сказать. ЦСКА и «Химки» - две очень серьезные команды и тут не угадаешь, кто из них более подходящий. Все зависит от места и времени. И от сопутствующих деталей. И хотелось бы попасть именно на тех, кто более не собран в нужное нам время (смеется). И неважно на кого именно из них. Хочется уже попадать в финал. Я бы с удовольствием обыграл бы, и ЦСКА, и «Химки». В любой последовательности. Вот мы недавно у ЦСКА выиграли – это очень приятное ощущение. Почему бы не повторить.
- Кстати в ключевых победных матчах УНИКС стабильно делает результат в последней четверти. Это тренерское влияние или с чем связано?
- Мне кажется, вряд ли это тренерская задумка. Это, наверное, связано с тем, что мы просыпаемся и понимаем, что вот он – конец игры-то. И его надо играть в полную силу. Мы стараемся быть на максимум с начала матча, но чаще получается в конце. Теперь у нас перерыв 20 дней. Как раз работаем над тем, чтобы весь матч играть, как в четвертой четверти. Ну, знаете, выпить кофе и проснуться перед игрой (смеется).
- А вдруг система сломается, и вы будете к четвертой четверти обратно засыпать?
- Ну, нет. Надеюсь, до этого не дойдет.
- Расскажите, кто был инициатором вашего возвращения в Казань и долго ли думали над вариантами?
- Если честно, мне сложно сказать, кто был инициатором моего возвращения в Казани. У меня есть агент, который ведет все переговоры. Я просто смотрел на несколько вариантов и смотрел, где есть перспективы. И понял, что в УНИКСе будет интереснее всего.
«ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ БЫЛИ ЭМОЦИИ В ЕВРОПЕ: «НАКОНЕЦ-ТО В РОССИЮ». НО ЭТОГО НЕ БЫЛО»
- И семья, наверное, была заинтересована в Казани жить?
- Если честно, это не было основным фактором. Мы несколько лет до этого жили в Европе, очень хорошо там адаптировались. То есть, не было такого, чтобы сказать: «ура, все, домой в Россию». Хотя хотелось бы, чтобы возникали такие эмоции: «наконец-то домой». Но, к сожалению, такого не было.
- Вы поиграли в литовском, польском и итальянском чемпионатах. В Европе комфортнее жить, чем в России?
- Было очень замечательно.
- Неожиданно. В Италии, Польше и Литве одинаково?
- Когда я приехал в Литву, показалось, что отправился назад в прошлое лет на 20. Было не очень. Но по баскетболу там было круто. Там это – настоящая религия, никаких вопросов. В Литве живет столько же людей, сколько в одной Казани. И при этом в их чемпионате 14 команд серьезного уровня. И на них ходят по несколько тысяч человек на каждый матч. «Летувос Ритас», «Няптунос», «Жальгирис» – команды играют в Евролиге и Кубке Европы.
О СПИРИДОНОВЕ: «ЗНАЕТЕ, ЕСЛИ О ЛЮДЯХ ПЛОХО ГОВОРИТЬ, ТО НЕ ОСТАВИШЬ ПОВОДА ЛЮБИТЬ СЕБЯ»
- А в Польше не было проблем с тем, что вы русский?
- Это здесь нам говорят, что нас не любят в Польше. А там с этим нет никаких проблем. Там скорее не любят наших политиков, а с людьми все хорошо. Очень комфортно все в Польше – от мелочей житейских до баскетбола. Вообще фантастика.
- Знаешь такого волейболиста Спиридонова – Spirik в твиттере? Его в Польше не любят.
- Но на то есть причины (смеется). Знаете, если о людях плохо говорить, то не оставишь повода любить себя. Если бы он не высказывался столь резко, может, все было бы хорошо? В моем же случае все было совсем наоборот. После Литвы и Италии я несколько месяцев провел в России, а потом поехали с семьей в Польшу. По приезду было непривычно сразу столкнуться с доброжелательностью. Это нас даже обескуражило немного. Сняли квартиру, заселились. В первый день выходим во двор гулять с ребенком. Встречаем соседей, все такие: здравствуйте, здравствуйте, добрый день. Мы с женой немного не привыкшие к такому после нескольких месяцев в России. В детской песочнице все дети спокойно меняются игрушками, дружно играют. Нет такого, что «дай, это мое». Во дворе прямо люди оставляют игрушки, даже домой не уносят. Там обычно горы игрушек и уже не поймешь чья.
- Поразительно…
- Поразительно было вернуться назад в Россию. А у нас: «мое, отдай»! Дети пихаются, такое уже становится непривычным.
«ЕДИНАЯ ЛИГА ВТБ СИЛЬНЕЕ ЧЕМПИОНАТА ИТАЛИИ – У НАС ТРИ КОМАНДЫ С БЕЗУМНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»
- Чемпионат Италии - самая крутая лига Европы? До лиги ВТБ точно сильнейшая была.
- Я могу сравнить – поиграл в Польше и Литве – из этих итальянский чемпионат конечно сильнейший. А если сравнивать с Единой лигой ВТБ, то у нас сильнее. Все-таки, у нас три команды играют в Евролиге, с огромными бюджетами и безумными возможностями. В Италии, конечно, таких возможностей нет. Но в Италии очень хорошие команды и благодарные болельщики. Практически всегда мы играли при полных трибунах. С первой командой, с последней – неважно. И сплошной позитив с трибун. Выиграли – ну руках носят, проиграли – ничего страшного. «Мы с вами друзья», - говорят. То есть, агрессии нет, да? (смеется).
- А как лучше: играть в Италии за 50 рублей или в России за 100?
- (Вздыхает). Суть в том, что профессиональный путь спортсмена не такой длинный, как кажется. Зачастую, это 10 лет. И при таком раскладе все хотят обеспечить свою семью, детей – всем, чем можно. И, наверное, выберут за 100 рублей. Но если успел обеспечить себя и близких, то можно уже и за 50 поехать – на солнышке погреться и в море покупаться. Одна тренировка в день, купаешься в море, кушаешь вкусную еду (смеется). Семье конечно приятней в Европе. Тепло, лимоны на деревьях растут и море через десять метров…
- Кстати о семье. Ваша супруга была лидером группы поддержки «Локомотив-Кубань». Извините, но это была классическая история успешной охоты красивой девушки за состоятельным спортсменом или что-то еще?
- (Смеется). Нет, совсем не так. Скорее охота спортсмена за девушкой. Я обхаживал ее три года. Это было не так: «эй ты, иди сюда, давай будем вместе». Там целая эпопея была – подарки, цветы, ухаживания. Настоящее завоевание.
О КОРОНАВИРУСЕ: «НЕИЗВЕСТНАЯ БОЛЕЗНЬ ОПАСНЕЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, ЧЕМ МИФИЧЕСКАЯ ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВОЙНА
- Жизнь спортсмена – бесконечные аэропорты, отели. Неожиданный вопрос: не боишься коронавируса?
- Да нет. Говорят, в холоде ему сложно передаваться. У нас совсем не лето. А в аэропорту да, конечно, опасненько. Но сейчас вроде построже за всем этим следят. Не сказал бы, что сильно переживаю. Противогаз одевать не собираюсь. Но при этом стараемся в аэропортах кучковаться вместе с командой. Чихаем только на друг друга (смеется). И стараемся, чтобы на нас посторонние тоже не чихали.
- В КХЛ ввели серьезные профилактические меры, рассказывал медик «Трактора». У вас ничего такого пока нет?
- Ну, если так рассудить, от простого гриппа в день погибает больше людей, чем погибло от коронавируса за все это время.
- Но фишка в том, что грипп лечится, а проверенных методов излечения коронавируса пока нет. Да не все погибают, но это не заслуга медицины.
- И все же, в мире существуют, на мой взгляд, куда более опасные заболевания из числа неизлечимых. Я не отрицаю, что коронавирус – серьезная проблема. Не зря ВОЗ признали ее международной. Вообще, считаю гипотетически неизвестную болезнь или бактерию куда более реальной угрозой человечеству, чем мифическую третью мировую войну. Но и сутками напролет дома сидеть не собираюсь. Не вижу смысла пока паниковать.
- Вы из Ростова, это вроде не шибко баскетбольный регион?
- Ну, да. Скорее больше рэперский (смеется). У нас они все поют про Ростов-папа. На левом берегу Дона.
- То есть, вы начали спортивную карьеру с рэпа?
- Спортивную карьеру вообще случайно начал в школе на занятиях физкультуры.
- Большинство из нас на «физре» наоборот эту самую карьеру завершают…
- (Смеется) А мне просто повезло, что наш учитель сам занимался баскетболом и на занятиях уделял этому больше внимания. В Ростове максимально популярен футбол? Возможно. Но если честно, никогда особо он не привлекал.
«ХИМКИ» СТАЛИ КОНКУРЕНТОМ ЦСКА БЛАГОДАРЯ БЮДЖЕТУ»
- Как вас из «Ростова» занесло в «Химки», где вы играли в молодежной команде?
- Сначала моя семья переехала в Москву, а поселились в Подмосковье. Именно там и начал в простой школе заниматься баскетболом. И преподаватель заметил, что я росту и предложил на более профессиональной основе попробовать свои силы в спорте. И я пошел в спортивную школу Тимерязевскую в Москве. И в те времена она была прикреплена к клубу «Химки». Так туда и попал. В «Химках», в основном, играл за вторую команду в Суперлиге «Б».
- В те времена «Химки» не были столь грозной силой, как сейчас. За счет чего они в последние сезоны стали основным оппонентом ЦСКА?
- Мне кажется, все просто. За счет бюджета, который позволяет покупать более серьезных игроков и конкурировать с серьезными коллективами. Хотя баскетбол командная игра и можно зацеплять какие-то игры «на заводке», но в рамках большого чемпионата без серьезного бюджета рассчитывать на высокие места сложно.
- Деньги правят спортом?
- Можно сказать и так. Деньги дают возможности, а без этого ничего не получится.
- А потом вы сходу осуществили мечту большинства баскетболистов России – попал в ЦСКА?
- Получается так (улыбается). Я подписал с ЦСКА контракт, когда был совсем молодым. Буквально полсезона провел в «молодежке». А вторую половину – в основной команде. И даже принимал участие в некоторых играх. Тогда еще Душан Ивкович был главным тренером. Было здорово. В том составе в команде были Серега Моня, Андрей Кириленко, Леша Саврасенко. Они оказали большое влияние на меня. Теодорос Папалукас помогал мне на тренировках. Это было очень приятно.
- Дедовщины не было? ЦСКА же – армейский клуб
- Ну, на тот момент мне показалось, что меня прессуют. Сейчас, мне кажется, у молодежи больше свободы все же. Тогда субординация была серьезнее. Сейчас все лояльнее, все друзья. А в наше время было нормой, когда ты выбегаешь один на один с кольцом, ты не можешь забить. Тебе говорят: «отдай передачу старшему. А если тебе что-то отскочит, тогда может и забьёшь что-то».
О ЧЕМПИОНСТВЕ ЦСКА: «ВСЕ ДАВНО НАСТРОЕНЫ, ЧТОБЫ ПРЕКРАТИТЬ ЭТО БЕЗОБРАЗИЕ»
- Нынешний ЦСКА не столь неуязвим, как в те времена. Согласен?
- Сейчас да, становится все интереснее. Вот в этом году я вернулся в российский чемпионат. Здесь уже не настолько предсказуемо как раньше, когда перед игрой можно было сказать, что вот этот выиграет, а этот проиграет. Сейчас любая команда в отдельно взятой игре может побить фаворита. В целом в России стало интереснее играть. Бывают непредсказуемые развязки.
- Несмотря на рост конкуренции ЦСКА пока удается из сезона в сезон выходить сухим из воды. Как думаете, может в этом сезоне свержение гегемона состояться? Может, УНИКС?
- Может быть. Очень бы хотелось (улыбается). Почему бы и нет? В Евролиге вон тоже им уже не дают прохода. Они даже не в тройке. И в нашем чемпионате тоже все давно настроены на то, чтобы прекратить это постоянное безобразие (смеется). Нужно уже что-то менять, чтобы не ослабевал интерес.
О СМЕРТИ КОБИ БРАЙАНТА
- Давайте немного дегтя в наш разговор. Как отреагировали на известие о смерти Коби Брайанта?
- Если коротко, то обалдели. Мы как раз сидели в аэропорту всей командой перед вылетом. И в инстаграме увидели темную фотографию и годы жизни. Я у ребят спрашиваю: что-то случилось? Да нет, говорят – это Леброн его по очкам обошел. В самолет садимся, потом прилетаем и во всех СМИ новости – погиб. Это было что-то, не ожидаешь, когда такие легенды столь рано уходят. Смерть никогда не приходит вовремя и никогда не бывает ожидаемой. От такого никто не застрахован.
- К слову о легендах, кто ваш кумир или просто нравится?
- Да никто, в принципе, не нравится (смеется). Ну а из прошлого – Джордан, наверное. Коби Брайант нравился, Шакил тоже. Безумно одаренные спортсмены. Один огромный, другой старательный, третий вообще может делать все, что хочет. Смотришь на них и думаешь: «Ну как? Вот как?». Вот я в принципе на площадке то же самое делаю, по большому-то счету, но почему выходит-то не так совсем? (смеется).
- Джордан кстати в бейсболе пробовался, а Лукоянов из «Ак Барса» в футбол за КАМАЗ сыграл. Может вам, к примеру, водное поло попробовать. У нас «Синтез» есть. Там высокие ребята нужны…
- (смеется) Чтобы плавать не надо было, а просто ходить по дну, да? Чтобы не топил никто, просто стоишь и забиваешь? А если серьезно, особо нет желания пробоваться в другом виде спорта.
- У тебя довольно нестандартная фамилия. Какие прозвища доставались от одноклубников в Казани и других командах?
- Меня обычно сокращенно называют – либо по имени, либо по фамилии. «Лихо» или «Валя». Мне даже интересно, какие варианты появляются у вас, журналистов?
- Что-то вроде: не буди лихо, пока тихо…
- Да, такое тоже бывает (улыбается). На тему моего прозвища у меня есть забавная история с Пашей Сергеевым. Он зовет меня просто «Зе» (смеется). Историю вопроса объяснить очень непросто, нужно быть в теме, а с нуля эта история займет у нас с вами все интервью. Скажу только, что началось все опять же с фамилии. Откуда там «Зе»? Вот я и говорю – очень сложно все (смеется).
- Спасибо за интервью и удачи в решающих матчах сезона.
- Спасибо и вам.
Заглавное фото: ТНВ
Артур Халилуллов
Поделиться
Новости партнёров
Комментарии 0