Онлайн трансляция

Свернуть

Екатерина Гамова: «Я не считаю, что в России поддерживали системный прием допинга»

13 декабря 2019, 08:00

1903

1

Эксклюзивное интервью с бывшим игроком женской сборной России, которая 6 лет выступала за казанский клуб

Екатерина Гамова: «Я не считаю, что в России поддерживали системный прием допинга»

Екатерина Гамова за шесть лет, проведенных в казанском «Динамо», стала заметной фигурой для татарстанского спорта. Завершив карьеру, она не ушла из спорта, однако тренером становиться не намерена. В беседе с корреспондентом интернет-редакции ТНВ Екатерина Гамова откровенно рассказала о своей позиции вокруг отстранения российского спорта на 4 года от крупных соревнований по решению WADA. Об этом, а также фигурном катании, Татарстане и, конечно же, волейболе – читайте в интервью с одной из легенд спортивного Татарстана.

«НЕПОНЯТНА ПОЗИЦИЯ ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ КЛЕЙМЯТ ПОЗОРОМ НАШИХ СПОРТСМЕНОВ»

- В последнее время все внимание приковано к решению ВАДА. Каковы ваши мысли на этот счет?

- Мысли, конечно, грустные. И опасения были, что будет принято такое решение. Эта тема много обсуждалась в комиссии спортсменов ОКР, в которую я вхожу. Конечно, нас очень просили деликатно комментировать это. Потому что каждое сказанное слово могло быть использовано, как за, так и против нас. На самом деле, была проведена большая работа по защите спортсменов, кто бы, что не думал. ОКР по этому вопросу всегда был на связи с международным олимпийским комитетом (МОК – прим. ред) и WADA. Пытались решить этот вопрос. Но мы получили то, что сейчас имеем. Я всегда останусь на стороне чистых спортсменов. Мне непонятна позиция людей, которые клеймят позором наших атлетов, который собираются выступать под нейтральным флагом. Мы просто не имеем права отказываться от участия на Олимпийских Играх и чемпионатах мира даже под нейтральным флагом. Иначе нам это грозит еще большими санкциями, и мы потеряем еще большее поколение молодых спортсменов. Поэтому, могу только сочувствовать ребятам и поддерживать. И вы знаете, у меня не так много подписчиков в инстаграме, но очень обрадовало, что даже иностранцы пишут об этой ситуации слова поддержки в адрес наших спортсменов. И это здорово.

- В решении WADA никак не затрагивается ОКР и руководство российского спорта собирается оспаривать вердикт в CAS. Есть у этого намерения перспективы отменить решение?

- Мы должны бороться и пользоваться всеми правами, которые у нас есть. Этим, в принципе, и занимается ОКР. И насколько я знаю, будет подана апелляция в CAS. Мы должны показать, что будем бороться за ребят. Не хочется мне во всю эту ситуацию примешивать политику, потому что факты показывают, что проблемы у нас были, к сожалению. Но не могу понять и принять, почему за эти проблемы должны отвечать и «чистые» спортсмены. Почему они должны страдать?

- То есть, вы не поддерживаете мнение, что вся эта история – политическое преследование России?

- Я могу допустить, что политический аспект все-таки присутствовал. Но мы не можем и не должны отрицать, что проблемы есть.

«СПОРТСМЕНЫ ПОД ДОПИНГОМ ЗНАЮТ, НА ЧТО ИДУТ. ЕСЛИ ОНИ НЕ ГЛУПЦЫ»


- Вы изложили уже свою позицию по выступлению под нейтральным флагом. Но интересует такой момент. В Пхенчхане мы уже выступали так, предварительно пройдя через истеричные призывы бойкотировать Игры. Тогда этот процесс остановил сам Владимир Путин. Почему же подобные разговоры набирают силу и сейчас?

- Ой, мне кажется – это хайп и пиар – все вместе. Просто люди ожидали, что мы это один раз пережили и больше в эту реку не зайдем. Но так получается, что история повторяется. Но могу точно сказать, что наших ведущих спортсменов знают и любят во всем мире. И не важно, под каким флагом они будут выступать. Все точно будут знать, что это за люди и из какой они страны. Да, ситуация сложная, но нам нужно ее пережить, выйти из нее с гордо поднятой головой.

- А как вы считаете, руководство России – Путин и Медведев должны публично признать причастность государства к систематическому употреблению допинга нашими спортсменами?

- Не считаю, что государство как-то поддерживало или организовывало системный прием допинга российскими спортсменами. Когда вся эта ситуация только начинала развиваться, я была еще действующей спортсменкой. И некоторые фамилии, в том числе Родченкова, услышала в первый раз из прессы. Никогда даже о существовании этого человека ранее не слышала. Поэтому говорить, что все спортсмены у нас на допинге и государство это покрывает – неправильно. Поэтому ждать каких-то заявлений Путина или Медведева на этот счет я бы не стала. Это проблемы не их уровня, а спортивного, которые мы должны сами решать.

«ТАКОГО НЕ БЫВАЕТ, ЧТОБЫ ДОКТОР ТЕБЕ ДАВАЛ ЧТО-ТО, А ТЫ АВТОМАТИЧЕСКИ ПРИНИМАЛ»

- Но разве все, кто попался на допинге, вообще подозревали, что употребляют запрещенные препараты? Спортсмены всегда знают, что им дают доктора национальных команд или в тех же клубах, если говорить о клубах?

- Мое мнение, что такого быть не может. Я уверена, что спортсмены, которые идут на такие шаги, знают, что они принимают. Если нет, то это глупые люди просто. А что касается личного опыта, то волейбол, как вы знаете, никак не связан с допинговым скандалом. Но такого не бывает, чтобы доктор тебе давал что-то, а ты ел. Дисквалификация за допинг касается не только спортсмена, но и причастных к инциденту врачей. Поэтому повторюсь, если люди употребляют допинг, то, на мой взгляд, это осознанный шаг. Но я еще хочу сказать, что у нас всегда было какое-то доверие к врачам, невозможно всю команду кормить допингом.  

- С допингом, будем считать, разобрались. Давайте о Татарстане, в котором вы долго проработали. Пристрастились ли к другим видам спорта, коих много в республике?

- Татарстан, безусловно, один из самых крупных спортивных регионов страны. Понятно, что мы всегда с удовольствием ходили, болели и смотрели, как играет волейбольный «Зенит». Иногда мы ходили на «Ак Барс». Баскетбол – реже. Но вообще эти походы были довольно редкими, вы же понимаете, что сезон у всех нас проходит примерно в одно время. Поэтому регулярно следить и болеть, понятно, времени не было.

- Казанский «Зенит» начал не так ярко сезон, как в последние годы. В чем причины? Может пора Владимиру Алекно вернуться к непосредственному управлению командой? Тем более, он номинально главный тренер.

- Да, недавно я смотрела матч «Зенита» на клубном чемпионате мира против бразильцев «Сада Крузейро». Как раз Алексей Вербов руководил этой игрой. Не бывает такого, чтобы клуб десятилетиями все время был в топе. Идут какие-то перестроения, уход ряда игроков. Это нормальный процесс в спорте. Мы не можем говорить, что Алекно нужно вернуться, потому что «Зениту» нужны результаты. Потому что такие рассуждение принижают Алексея Вербова, который находится только в начале своего пути. Но «Зенит» остается ведущим, лидирующим клубом. А провалы бывают у всех. Надеюсь, что в этом году «Зенит» также сильно выступит, и сейчас рано говорить о серьезных выводах. Мы еще даже не встретили Новый год. Все решающие матчи будут проходить в конце сезона.

«КАТАНИЕ И АРТИСТИЗМ МЕДВЕДЕВОЙ МНЕ БЛИЖЕ, ЧЕМ ЧЕТВЕРНЫЕ ПРЫЖКИ ТРУСОВОЙ»


- Насколько я знаю, вы следите за фигурным катанием. Как вам новые «монстры» из группы Тутберидзе? Не обидно за Алину Загитову?

- Мне не обидно за Загитову, мне как-то ближе Евгения Медведева – ее катание, артистизм. Хотя с уважением отношусь и к Алине. А что касается новых юниорок, то это нормальная история, когда приходит новое поколение и занимает твое место, если ты где-то хоть чуток уступил или сбавил обороты. Другой вопрос, что фигурное катание очень зависит от взросления организма. Особенно это касается девочек, которые сильно меняются, становясь девушками, а потом и женщинами. И в фигурном катании уже закономерно, что девочкам до взросления проще показывать результаты. Поэтому у фигуристок очень короткий век максимальных результатов, как мы видим. Об этом можно только сожалеть, потому что смотреть за Медведевой и Загитовой было большое удовольствие.

- Прошли уже годы, как Медведева тренируется в Канаде у Орсера. Уже можно говорить, что уход Евгении от Тутберидзе не пошел на пользу?

- Мне кажется это часть того, о чем я только что говорила. Кто-то может переступить этап взросления, а кто-то нет. Может быть, с этим связано, что сейчас Евгения показывает такие результаты. Может быть, она просто выбирает для себя другой путь – катание в профессионалах. Мы не можем знать, что у нее в голове. Но мне очень понравилось ее выступление на ЧМ, где она завоевала бронзовые медали. Причем, Медведева откатала с травмой финальный прокат. Это был просто фантастический шквал эмоций. Очень здорово.

- А четверные прыжки Трусовой и компании вас не впечатляют?

- Наверное, да. Меня прыжки меньше интересуют, чем артистизм и катание Медведевой.

«ЛЕЖУ НА СОЛНЦЕ И ДУМАЮ: СЕЙЧАС КТО-ТО ЕДЕТ НА ТРЕНИРОВКУ»

- Давайте поговорим и о Вас. Есть ли жизнь после карьеры у звезд спорта?

- Жизнь после есть и достаточно прекрасная, сразу скажу. К большому сожалению, не все спортсмены могут найти себя в жизни после карьеры. Но у меня этот процесс прошел легко и безболезненно, чему очень рада. Я объявила о завершении карьеры в тот период, когда закончился сезон. То есть, в любом случае в этот период у меня был отпуск. Поэтому, для меня это было вполне нормальным состоянием. И с нетерпением ждала сентября-октября – времени старта нового сезона, чтобы понять, что буду испытывать, глядя на девочек, которые окунуться в тренировочный процесс и матчи. И вы знаете, мой первый день рождения после завершения карьеры, я впервые за много-много лет встречала на пляже. И вот я лежу – вокруг солнце, море, семья рядом - замечательно. И понимаю, что кто-то в этот момент едет на тренировку и играет. Думаю: ой, как же мне хорошо (смеется).  

- Сейчас вы куратор женских юниорских и молодежных сборных по волейболу. В чем заключаются ваши функции?

- Нахожусь в постоянном контакте с тренерами, решаем вопросы, которые возникают, в рамках тренировок, подготовки к соревнованиям и так далее. Приезжаю к девочкам на сборы, еду с ними на выезды, делюсь опытом. То есть, больше функционер, так бы назвала.

- Уже почувствовали на себе разницу между работой игрока и тренера?

- Ну, я не тренер, но стараюсь с девочками делиться своим видением, как игрок. При этом, понятно, что предъявляю свои требования к ним. Уже как руководящий орган (смеется). Но я смотрю на них с позиции игрокам, а не тренера.

«МУЖ ГОВОРИЛ: МОЖЕТ, ЕЩЕ ПОИГРАЕШЬ?»


- А почему, собственно, вы не стали тренером?

- Я никогда не хотела. Это такая неблагодарная работа, когда ты все свое время посвящаешь команде. К сожалению, а может и к счастью, пока не готова вернуться в ту колею, из которой только вышла, отыграв, отработав пару 10-летий.

- Думаю, ваша семья особенно счастлива от вашего решения?

- О, вы знаете, не то чтобы счастлива (смеется). Конечно, меня поддержали. Но мой супруг на самом деле очень скучает по тому времени, когда я играла, а он много путешествовал со мной по разным городам и странам. Он организовывал с мужьями других девочек фан-группу. И ему всего этого не хватает. Первое время он говорил: может, еще поиграешь? (смеется). Но нет. Мною было принято осознанное, серьезное решение.

- Вам не кажется, что российский волейбол, особенно мужской в упадке, если сравнивать с временами ОИ в Лондоне при Алекно?

- На самом деле, не очень погружаюсь в мужской волейбол. Ну, было принято решение поставить тренером финна. Наверное, на это у них были какие-то причины. Мы не можем это обсуждать – правильно или неправильно. Покажет только результат. Пока он 50 на 50. У нас есть большая победа и крупное поражение. Сложно пока говорить. А я никогда не говорила, что нужно менять тренера после первой же неудачи.

«КАЗАНЬ – ЭТО ПУЛЬСИРУЮЩИЙ ГОРОД, ОЧЕНЬ ЖИВОЙ»

- Вы долго жили в Казани, сейчас в Москве. Не тянет обратно в Татарстан? Были такие варианты?

- Нет, возможностей таких не было. Да я и не горела особо желанием. Все-таки я живу в Москве, где живет моя семья. Даже не было никаких мыслей по этому поводу. Но я всегда с большой теплотой вспоминаю Казань, клуб, руководство, в том числе и Татарстан, и всех людей, с которыми работала. Это были прекрасные шесть лет.  

- Отличается ли принципиально Казань от других городов России?

- Казань – очень прогрессивный город. Наши друзья поставили хорошую характеристику. Один очень точно сказал: Казань – это пульсирующий город, очень живой. По-моему, это очень точное определение. Республика Татарстан в целом очень хорошо развивается. Те же международные соревнования, безусловно, способствуют этому. Только позитивные у меня воспоминания от Казани. Я считала, что этот город просто идеален для работы.

- Вы поняли душу татарского народа за годы работы в Казани? Чем она отличается?

- Ничем (смеется). Я отношусь ко всем людям доброжелательно. Я никогда не думала, что люди в России могут как-то отличаться друг от друга. Мы все люди одной страны и отличия могут быть только по линии воспитанности/невоспитанности.

- На этом все. Спасибо за интервью.

- Спасибо и Вам.


Заглавное фото: vk.com/ekaterina_gamova

Артур Халилуллов

Читайте новости в нашем Telegram и Дзен.



Комментарии 1

Даня Плагиат

и мне не обидно. Женечка лучшая

Аватар

Новости партнёров