Михаил Любимов: «Семь дней» - это мой формат, формат больших серьезных материалов»
29 мая 2019, 09:00
2417
0
Ведущий программы «7 дней» на ТНВ Михаил Любимов стал лауреатом журналистского конкурса «Правда и справедливость».
Ведущий программы «7 дней» на ТНВ Михаил Любимов стал лауреатом журналистского конкурса «Правда и справедливость». Наш корреспондент побеседовал с Михаилом о циниках и идеалистах, Диком Западе в Москве и будущем региональной журналистики.
«Меня всегда называли видеописателем»
- Что привело вас в журналистику?
- Я не учился на факультете журналистики, а закончил факультет иностранных языков Казанского педагогического института (ныне КФУ). И по окончании его я совершенно случайно увидел объявление, которое было вывешено на факультете. Искали радиоведущих.
Я прошёл кастинг на «Пульс радио», и полтора года работал радиоведущим. Позже я увидел объявление, что на телеканал «Эфир» требуются ведущие для новой утренней программы, я также прошёл кастинг и начал свою деятельность на телеканале. Это был конец 90-х, и тогда телевидение было на гребне волны.
После утренней программы меня взяли в программу «Город». Около 4-х лет я был ведущим программы «Город». Тогда мы были очень популярны, как и телеканал. На тот момент ещё не было интернета в таком широком охвате, так случайно я и попал в журналистику.
Я был радиоведущим, ведущим утренней программы, но все это – не журналистика. Лишь став, ведущим информационной программы я начал понимать, что такое журналистика.
Журналистом себя я никогда не считал, потому что вижу примеры настоящих журналистов среди своих коллег. Их интересует все злободневное, а меня больше сама информация и будущее. Неслучайно меня всегда называли видеописателем, в этой стезе я и работал.
Что именно вас побудило перейти на «ТНВ»?
Между 2001 и 2005 годом были еще четыре года, мне пришлось поработать и в других компаниях. Я прожил год в Москве, пытался работать в утренней программе «Первого» канала, но не задержался там надолго. Москва - не мой город, это дикий Запад.
На ТНВ я пришел, когда узнал о том, что появился проект информационно-аналитической программы «7 дней». Это как раз тот проект, в котором я существую уже 14 лет. Я нашел в нем себя, это мой формат, который предполагает возможность больших и серьёзных материалов.
Программа «7 дней» единственная в своем роде и на нашем телевидении. Но если бы была конкуренция, было бы только лучше, она ведь подстегивает.
У нашего телеканала ТНВ есть такие возможности для творчества, которые не найдешь нигде. Поэтому я всегда ценил свою телекомпанию, за то, что она мне даёт очень большое поле для деятельности. Здесь абсолютное совпадение желаний и возможностей с нашим генеральным директором. Я счастлив этому сотрудничеству.
«Современной журналистике не хватает идеализма»
Изменилась ли журналистика за эти годы?
Если говорить совсем грустно, то журналистика рассталась с девственностью и вмиг стала порочной. Говоря о региональном аспекте и региональном телевидении, то журналистика - молодеет. Мой почти уже 45-летний возраст предполагает, что я должен ходить с клюкой и близко не подходить к воротам телекомпании.
Для молодых журналистов, вероятно, я динозавр. Возможно, они считают, что человек, который ничего не добился в своей жизни до 45 лет, занимается журналистикой. У нас журналистика является каким-то плацдармом для чего-то большего. Во всяком случае, я не вижу людей, которые задерживались бы в стенах каких-то телекомпаний. Чтобы заниматься журналистикой, в первую очередь, должен быть определенный склад характера.
То, чего совершенно точно не хватает современной журналистике – это идеализма. Простого человеческого идеализма. Можно назвать это душой, но я назову это идеализмом. Без него журналистика невозможна. Я бы и года не проработал на телевидении, если б не был идеалистом.
Ты можешь оставаться журналистом, не думая ни о каких высоких идеалах, но ты не достигнешь ничего. У современной молодежи нет идеалов, я их не вижу. Я не вижу перед собой людей, которые готовы идти за своими героями, готовы сопереживать им. Но сейчас такое время, когда в моде - цинизм. С цинизмом в нашей профессии делать нечего.
Поэтому региональная тележурналистика, к сожалению, не развивается. Я езжу, смотрю телевизор, и везде девочки, сидящие в новостях, которые будут работать там год-два. У нас большая и огромная проблема кадров, я не вижу никакой смены в будущем.
«Мы всегда должны бить в одну точку»
- Нет ли у вас ощущения, что журналистика перестала выполнять социальную функцию, а несет лишь информирующую нагрузку?
- Это зависит от степени социальной ориентированности тех, кто смотрит. В моем конкретном случае была проблема с отсутствием транспорта в населенном пункте, мы ее подняли, и она была решена первым лицом республики на следующий же день.
Там, где есть возможности у людей и есть сильные руководители, которые готовы решать проблемы – конечно, журналистика будет их решать. В нашей программе «7 дней» есть постоянный девиз: «Мы всегда должны бить в одну точку». У нас множество тем, которые мы то и дело поднимаем. Социальная журналистика тогда хороша, когда не ты все гениально сделал, а когда тебя способны гениально понять.
- Какие впечатления оставил медиафорум?
- У журналистов сейчас очень мало площадок для встреч. Я, например, журналистов в таком количестве видел последний раз, наверное, в ХХ веке. Тогда у нас были площадки вроде ТЭФИ, Internews, школа журналистики.
У молодых журналистов должна быть возможность участвовать в форумах. Такие форумы обязаны быть не потому, что там платят денежные премии, а потому что ты должен заглянуть в глаза коллегам и понять, что ты в мире такой не один. Это и есть та самая прививка от цинизма, ты приезжаешь и видишь вокруг интересные, красивые и душевные люди и понимаешь, что не зря занимаешься этой профессией.
В разных регионах одни и те же проблемы. Это как когда ты читаешь книгу, и мысли писателя кажутся тебе собственными мыслями. Именно там ты начинаешь ощущать себя частью большой культуры, каждый хочет почувствовать свою «нужность», а не исключительность. Я работаю на телевидении, не потому что меня показывают по телевизору, а потому что хочется что-то донести и до кого-то дотянуться. Спустя 40 лет перед тобой начинают вставать вопросы вроде «Зачем?». Прежде чем брать у кого-то интервью, начинаешь задумываться: «Зачем я буду это делать? Для кого?». Приезжая на такие форумы ты понимаешь, что ты нужный, а не исключительный. Мне они дали именно такой заряд.
- Если учитывать, что программа «7 дней» является аналитической, то какой сфере больше необходима аналитика на данный момент для решения социальных проблем?
- Мы, конечно называемся информационно-аналитическая программа, но фактически у телевидения и у нашей программы две основные функции: контроль и просвещение. Я всю жизнь занимался и тем, и другим. Хотя, конечно, мне больше нравится заниматься просвещением, меня туда тянет. Но наша программа существует именно на этих двух столпах.
Вся программа посвящена контролю за происходящим. Мы должны показывать людям что происходит и должны отвечать на вопросы “А что дальше?”. Ведь новость не в том, что случилось сегодня, а новость как таковая состоит в том “Что отличает сегодняшний день от вчерашнего?”. Если так подходить к новостям, это то, что интересует меня в первую очередь. А в особенности, чем будущее будет отличаться от сегодняшнего дня. Все что я обычно делаю, оно сопряжено с умеренным прогнозом на будущее. Наверное, в этом и состоит аналитика.
«Циники, конечно, не верят, но мы идеалисты должны продвигать идею»
- В одной из программ «7 дней» вы рассказывали об очистке мусора из окружающей среды, что в Амстердаме изготавливают упаковки из биоразлагаемых полимеров. По вашему мнению, что нужно, чтобы подобная «культура» сохранения и заботы об окружающей среде появилась и в Татарстане?
- Когда учёные в 60-х годах собирались полететь на Луну, они не выбирали точку посередине между Землёй и Луной, они выбрали точку на Луне. Технологии, по которым тогда можно было, совершить полет на Луну отсутствовали, они позволяли долететь только до середины, но они взяли точку на Луне. Потому что, когда ты ставишь перед собой цель, ты не должен учитывать свои сегодняшние возможности, так существуют государство и предприятия. То есть не исходя из сегодняшних финансовых возможностей, а исходя из того, чего ты в принципе можешь. Как говорят немцы: «Надо сделать шаг, и дорога сама перед тобой появляется». У нас ни в Татарстане, ни в России пока не сделано ни одного шага по сохранению окружающей среды. Дуальные контейнеры, ПЭТ-бутылки - это не шаг, это даже не взлет с посадочной площадки. В Европе захотели создать инфраструктуру и создали. У нас поставили дуальные контейнеры – это та самая точка на полпути к луне. Легко обсуждать чужие ошибки, но у нас пока и ошибок нет. Люди давно готовы к раздельному сбору, но все это по-прежнему считается невозможным. А я идеалист.
Циники, конечно, не верят, но мы идеалисты, обязаны продвигать эту идею. У нас не просто возможно, у нас должно быть как в Европе. Люди не верят, им кажется, что погоду изменить нельзя, но это возможно. Для этого нужно общество, но у нас пока его - нет. Когда инициатива постоянно идет сверху в головах у тех, кто сидит внизу ничего никогда не изменится. Если инициатива, доносящаяся снизу, вдруг пробивает лёд, как случилось с сельскими автобусами, тогда это может сработать. Люди должны приподнимать свое самосознание, это касается абсолютно всего: мусора, дворов, парков и т.д. Люди должны бесконечно толкать власть по какому-либо вопросу, для этого нужны сообщества. Когда в России людям что-то не нравится, они идут и пишут жалобы вышестоящему начальству, если что-то не нравится американцу, он идет к соседу, они основывают ассоциацию, которая решает все вопросы. Это общество граждан, до которого мы, увы, еще не доросли.
- В заключение не могли бы вы рассказать о своих увлечениях вне журналистики?
- Разочарование всей моей жизни – это, то, что мне от рождения не дано рисовать, но я бы очень хотел. У меня очень простые человеческие хобби, связанные с моим собственным саморазвитием, моя собственная персональная эволюция.
Увлечение из самых длительных и первостепенных - классическая музыка. Каждый день задаюсь вопросом: Почему я не могу понять вот эту оперу? Или как так случилось, что я до сих пор не прослушал 6-ую симфонии Брукнера? Вообще я поклонник Моцарта, до практически религиозного поклонения. И это при том, что я атеист.
Изучаю научно-популярную, искусствоведческую литературу, историю и теорию классической музыки. Не учусь играть, просто изучаю на каком-то доступном мне уровне. Обожаю английскую литературу, Диккенса в первую очередь – еще одна моя икона. Увлечений много, они постоянно сменяют друг друга, но остается главное наверное – любознательность. Я думаю, мне станет страшно жить, если я когда-нибудь её утрачу. Не представляю, как люди живут без этого.
СПРАВКА
Михаил Любимов родился 4 апреля 1975 года в городе Чистополь.
В 1996 году закончил факультет иностранных языков КГПИ.
Корреспондент телепередачи «Семь дней».
Комментарии 0