Онлайн трансляция

Свернуть

Рамиль Фасхутдинов: «Если ситуация не разрешится, даже крупные издательства могут не выжить» - видео

27 апреля 2020, 10:30

755

0

Как появление соцсетей привело к росту спроса на книги по саморазвитию.

Рамиль Фасхутдинов: «Если ситуация не разрешится, даже крупные издательства могут не выжить» - видео
Главный редактор столичного модного издательства «Бомбора» Рамиль Фасхутдинов рассказал корреспонденту ТНВ о том, как оставаться интересными в эпоху интернета, зачем книге нужна обложка покруче и самом крупном контентном рынке.

«Интернет есть и бороться с ним бессмысленно, его лишь нужно вовлекать»

- Рамиль, расскажите в каком сейчас положении в эпоху коронавируса находится рынок издательства, книжный рынок?

- Рынок находится в тяжелом положении, потому что ключевые каналы распространения – книжные магазины сейчас закрыты. Торговые центры, где также находилось много книжных магазинов они также закрыты и соответственно нам негде продавать ту часть продукции, которую мы имеем. Определенный канал продаж в интернете у нас существует, но он не перекрывает те потери, которые мы понесли из-за закрытия магазинов. Мы не можем остановиться и отменить все что было. Многие наши заказы на книги были отправлены еще в феврале, в начале марта, когда мы не ожидали такого развития событий. Книги приходят, но девать их некуда, деньги за них нужно будет отдавать в ближайшее время, а денег получить, к сожалению, неоткуда.

Наше издательство «Бомбора» входит в крупный холдинг «Эксмо-АСТ», а маленькие издательства в еще более тяжелом положении, чем мы.

С открытием торговых центров и книжных магазинов проблема не решиться, ведь мы понимаем, что после пандемии измениться поведение людей. Возможно, люди будут бояться идти в места большого скопления и все это приведет к тому, что продажи упадут. Из нее вытекает вторая проблема – это кассовые разрывы. Старые книги приходят, и вы уже не можете их отменить и уже сейчас их тяжело продать.

Мы практически весь список путеводителей отменили еще в начале марта, но при этом оставили путеводители по Москве и Петербургу, но даже они сейчас не востребованы. Все люди на майские праздники останутся дома и не факт, что смогут куда-то поехать летом.

- Многие издатели обратились к властям, чтобы внести издателей в перечень предприятий для господдержки, вы также обращались?

- Мы обращались и более того, вчера (интервью было взято 22 апреля) был опубликован список, куда вошел весь холдинг «Эксмо-АСТ». Но пока целенаправленной поддержки нет. Я общаюсь со своими друзьями, в том числе и из Татарстана, которые попали еще в первый список в начале марта и им пока государство ничего не предложило.

- Насколько дистрибуция влияет на обложку книги?

- Безусловно влияет! Но надо понимать, что сейчас дистрибуция сильно изменилась. То, что было хорошо до эпохи коронавируса и то, что сейчас – это две разные вещи. Раньше вы продавали в оффлайне и могли добавить какие-то специальные материалы, которые добавляли эффект, когда вы берете книгу в руки и можете ее полистать, потому что вас привлекла обложка. А в интернете это все, к сожалению, выхолащивается. Люди, которые покупают книги в онлайне – они уже приходят за конкретным продуктом.

- Бывают ли столкновения между коммерческими и редакционными интересами? Как они решаются?

- Мы – издатели, очень зависим от тех людей с кем работаем и кому продаем книги. Рынок не очень большой и каждый человек обладает определенными интересами и, если вы, хоть раз сделаете что-то не так, за вами останется шлейф.

Могу привести пример наших коллег и конкурентов, однажды они выпустили книгу про прививки и то, что они наносят вред. Врачи начали высказывать о том, как можно выпускать такую книгу, которая может быть вредна людям в будущем. Кто-то прочитает книгу и откажется от прививок, подвергнет опасности себя и своих окружающих. После этого часть авторов в дальнейшем отказалась сотрудничать с этим издательством.

Поэтому, если мы понимаем, что тема коммерчески успешная, но она пойдет в разрез с будущим и редакционными интересами, то мы скорее всего от нее откажемся.

- Ваш прогноз, сколько действующих издательств останется после кризиса и кто? Какой у них запас прочности?

- Никто из нас не знает, когда закончится карантин. Даже если он закончится, не начнется ли он через 3 месяца заново?

Я бы сказал так, что свято место пусто не бывает. Даже если какие-то маленькие издательства не смогут пережить коронавирус, кто-то придет на их место.

Крупнейшие издатели такие как «Эксмо-АСТ», «МИФ» (Манн, Иванов и Фербер), «Альпина», «Азбука – Аттикус» и другие - останутся.

Скорее мы все сейчас заложники ситуации с книжными магазинами, если с ними ситуация не разрешится, я боюсь, что даже крупные издательства могут не выжить.

- Почему «Бомбора», откуда появилось название?

- Наша редакция выпускает не художественную литературу, но мы, как я уже отметил, находимся в составе холдинга «Эксмо-АСТ». Мы уже больше 5 лет назад задумались о том, что нашу редакцию нужно назвать по-другому. Для большинства людей «Эксмо» - это издательство художественной литературы. А о том, что мы являемся лидерами не в художественном сегменте для большинства людей, было неожиданностью. Поэтому мы решили придумать нейминг и заимствовали слово «бомбора» - оно из австралийского языка и означает «большая волна». Когда в 70- годах Австралия стала Меккой для серфингистов, то у них появилась мистическая большая волна, которую нужно поймать в своей жизни хотя бы один раз. И мы подумали, что любой читатель приходит в книжном магазин, где перед ним океан книг и он всегда пытается найти ту самую книгу, которая максимально его поднимет и поможет вырасти.

- Как вообще издательствам оставаться интересными в эпоху интернета?

- На самом деле это не сложно. Все-таки издатели и вообще книжный рынок – это самый крупный контентный рынок в мире. Такому количеству книг и изданиями на разных языках просто нечему сравниться, нет ни игр, ни ТВ продукции, ни кино. Книжники более гибкие – они максимально проникают во все узкие ниши. Книжный рынок трансформируется и у него есть три ключевые ниши: художественная литература, детская и не художественная. Страдает больше всего художественная литература, потому что это рынок развлечений, который соревнуется с играми и фильмами. Что касается детской литературы, то мы все понимаем, какие бы не были гаджеты, книга по-прежнему остается хорошим форматом для взаимодействия с ребенком. А не художественная литература, на которой мы специализируемся. Книга – это в большинстве случаев релевантный источник информации в глазах людей. В интернете огромное количество информации и она эфемерна, а книга - это набор уже хорошей и сконцентрированной информации. При том, в большинстве случаев в книге уже даны проверенные примеры. Есть такая корейская группа BTS, которая безумно популярна в нашей страну, у них много поклонников и практически ничего связанного с ними, что можно купить в России. Биография группы BTS – это книга одна из самых востребованных, потому что это шанс для фанатов, хотя бы немножко иметь информации о своих кумирах дома. Это как некое выражение любви.

Большинство российских авторов, которых мы издаем – блогеры, имеют свою аудиторию, и в любом случае та интернетная аудитория вовлекается.

Интернет есть и бороться с ним бессмысленно, его лишь нужно вовлекать.

- Сотрудничаете ли с Татарстаном?

- Безусловно мы работаем с Татарстаном и со странами СНГ и даже поставляем книги в дальнее зарубежье. В Татарстане есть две крупные сети «Аист-пресс» и «Дом книги», и большинство наших книг можно найти в этих магазинах.

«Сложность работы издателем - это ловить тренды и понимать что нужно людям»

- Как складывалась ваша карьера издателя? Когда вы стали издателем?

- Я из города Вятские Поляны Кировской области, что находится в 3, 5 часах езды на электричке от Казани. Закончил я КНИТУ им. А.Н. Туполева на маркетолога, в 2006-м году переехал в Москву, а в 2007- попал в издательство «Эксмо», и вот уже 13 лет я в нем работаю. Начинал я с должности аналитика, а в дальнейшем занимался продажами книг. К моменту, когда формировалась наша редакция «Бомбора» я смог ее возглавить, потому что у меня был большой опыт как в продажах книг, так и в ощущении что нужно продавать.

А в школьное время в 6-7 классах, я был самым читающим учеником во всей параллели, но я не думаю, что это настолько сильно сказалось. А вообще на то, что я оказался в книжной отрасли, оказало влияние наличие книг дома и любовь к ним.
  
- В чем успешность профессии издатель?

- В нашей стране быть издателем достаточно тяжело. Есть издатели газетные и у них задача отображать события, которые происходят здесь и сейчас, а есть издатели книжные, которые работают в более широком диапазоне. У них нет актуальной продукции, которую нужно предлагать на злобу дня, у нас задача предлагать книги, которые будут актуальны как сегодня, так и завтра.

Сложность работы издателем, это как раз в том, чтобы ловить тренды и понимать что нужно людям. А с появлением интернета, появилась возможность больше изучать потребности людей. Нужно уметь правильно интерпретировать события, которые произошли и быть открытым к разным источникам информации.

Например, сейчас самое популярное направление в нехудожественной литературе – это книги по саморазвитию. И если проанализировать, почему они стали популярны именно сейчас, то одна из ключевых причин, это то, что 5-7 лет назад появились социальные сети. Люди начали видеть, как живут другие, другую форму успеха и это их постоянно подстегивает к тому, чтобы развиваться. Самая главная «ярмарка тщеславия» - Instagram, где публикуют красивые картинки из жизни, это формирует образ того, что тебе тоже хочется той красивой жизни.

- Поддерживаете ли отношения с татарами, живущими в Москве?

- У меня есть друзья, которые переехали в Москву, и я поддерживаю с ними отношения.



фото: Рамиль Фасхутдинов

Беседовала Регина Яфарова

Читайте новости в нашем Telegram и Дзен.



Комментарии 0

Аватар

Новости партнёров