Рустем Валиахметов: «Казань стала в авангарде стиля, который называется наивный предметный соцреализм» - видео
08 июня 2020, 09:00
1002
0
Основатель и директор музея социалистического быта рассказывает о музеях в Париже, Брюсселе и Анталии, а также о знаменитой куртке из партбилетов и джинсовке Бродского.
Рустем Валиахметов собирал экспонаты со своих студенческих лет, а официальным открытием музея считает все-таки 2011-й год. Все началось когда-то в начале 90-х в творческой студии при казанском университете.
В интервью интернет-редакции ТНВ Рустем рассказал о том, кто подтолкнул их к открытию музея, о самых значимых подарках от известных людей всего мира и для чего музей людям.
«Мы сделали такую «машину времени» посредством созерцания предметов»
- Расскажите, как вам изначально пришла идея открыть музей социалистического быта и о самом музее.
- Здание, в котором расположился музей старое – 1852 года постройки, это была купеческая квартира, которая позже стала коммунальной квартирой для работников порохового завода.
Проекту уже более 30-ти лет. При Казанском университете существовала творческая студия, антураж которой был именно советским. Т.е. в начале 80-х - начале 90-х годов мы отцепили небольшой вагончик от состава истории, который уже безвозвратно уходил. И то, что есть сейчас в музее – это то, что мы покупали в советских магазинах, тогда были отделы по сниженным ценам. Спорткульттовары были наполнены вещами, которые стоили копейки. Мы, будучи студентами могли себе позволить эти вещи и потихоньку творческая студия, которая была основана на музыкальном творчестве – наполнилась экспонатами. Наши многочисленные гости, ставшие потом известными музыкантами, оставляли автографы на старых гитарах, посещали наше место. Один из первых людей, который нас поддержал – это был Андрей Макаревич, сказав, что: «Вы уже музей, и вам пора выходить к людям».
Сейчас мы сделали такую «машину времени» посредством созерцания предметов. В музее собраны, казалось бы, банальные и простые вещи, но они вызывают огромное количество эмоций.
Грядет дата – 10 лет, как мы уже находимся в широком доступе, в самом центре Казани!
- Как вы считаете, для чего музей? Для чего музей людям, для чего люди музею?
- Я считаю, что музей – это место, где люди получают максимальное удовольствие. Хотя музей – это храм муз, но эти предметы, которым 40-50 лет, из недавней истории – они на самом деле иногда человека зажигают больше, чем средневековые артефакты.
Для кого-то это ностальгия, а для молодых посетителей музея – это тема удивления, потому что им кажется, что вещи появились в их время. Кроссовки, куртки, которые появились к Олимпиаде-80, футболки с принтами – молодежь их рассматривает, мы разрешаем все мерить.
Очень плохо, когда музеи превращаются в кладбище эмоций, потому что все думают, что в них должно быть похоронено время.
- Расскажите о своих самых необычных экспонатах и какие интересные истории связаны с ними?
- Самый интересный экспонат лично для меня – это мой собственный портфель-дипломат, с которым я ходил на занятия в 8-м классе. Я помню, как я внутри дипломата нарисовал участников группы Deep Purple, у меня не было их фотографии, и я лишь примерно представлял, как они выглядят. Позже, когда я увидел пятерых участников ни один не был похож на тех, из моего рисунка. Есть даже игрушки из моего детства.
А для массового посетителя, я думаю, что один из самых интересных экспонатов это – куртка, сшитая из обложек партбилетов. Она была сшита в тот момент, когда партия была не актуальна и 2,50 стоили кожаные обложки, а стали стоить 2 копейки. Народ наш смекалистый и понял, что это может послужить для создания одежды. Куртка сшита из 120 обложек и сохранилось даже теснение КПСС. Этот экспонат объездил уже пол мира: Лондон, Париж, Брюссель, Амстердам, даже заезжал в Турцию, простоял целый год в Питере и вернулся в Казань.
- Расскажите о вещах, которые вам подарили известные люди?
- Конечно же, сразу же вспоминается джинсовая куртка поэта Иосифа Бродского. Совсем недавно общественность отметила его 80-летний юбилей, и куртка находится на выставке в Москве. Предметов на самом деле много, нам много чего дарили.
У нас есть детская книжка из семьи самого Сергея Михалкова, которую нам передали. Книгу подписал и подарил Сергей Михалков для своей племянницы Оли Михалковой, а она уже передала в наш музей.
Также один из членов сборной СССР по велоспорту подарил нам свои советские кроссовки Adidas. Миллионы мальчишек и девчонок в советское время мечтали иметь такие кроссовки. Их цена была 28 рублей, а на черном рынке доходила до 120 рублей.
У нас есть гитары, подписанные многими музыкантами и даже гитары, которые принадлежали им. Мне нравится самодельная гитара, сделанная в Свердловске, которая принадлежала сначала группе Nautilus Pompilius, а потом группе «Чайф». Лидер группы Владимир Шахрин лично привез гитару из музея группы «Чайф» в Екатеринбурге к нам в Казань.
Гарик Сукачев и группа «Неприкасаемые» передали нам гитару, которая выдолблена из столешницы.
И, конечно, что приятно именно татарстанским посетителям – это магнитофон, подаренный лично Рустамом Миннихановым, нашим президентом.
Еще у нас очень много джинсов, которые нам передали известнейшие люди для нашей выставки «Джинсы как культ», которая с успехом прошла сначала в Казани, а затем в Санкт-Петербурге.
«Как ликвидация ветхого жилья выплеснула большое количество фактуры»
- В каких городах и странах у вас есть филиалы музея?
- Нам повезло, у нас много друзей, которые искренне нас поддерживают и интересуются тем, что мы делаем. В Брюсселе музей находится в офисе Россотрудничества, в Париже музей находится в торгпредстве России, а самый большой наш музей в 1000 м находится в Анталии. Музей в Турции был создан совместно с московской международной школой. Наш проект – это музей Карлова, погибшего дипломата. Музей именно из предметов его быта.
И, конечно же мы не забываем нашу Казань – это наш головной офис, где генерируются все идеи. Я очень рад, что мой родной город стал в авангарде этого стиля, который называется наивный, бытовой, предметный соцреализм.
- Вы сказали о том, что у вас была собственная коллекция, но, когда вы решили открыть музей соцбыта сколько вы инвестировали в проект?
- Дело в том, что я не могу сказать, что потрачены большие деньги в приобретение экспонатов. Все происходило по своим возможностям, у нас никогда не было безграничных возможностей, все собиралось по крупицам. Дело в том, что в Казани была мощная кампания по ликвидации ветхого жилья и выплеснулось большое количество фактуры 40-50 лет назад. Мы ведь не собираем антиквариат, мы рассказываем только о 70-80-х годах. Период до Олимиады-80 и после. Почему? Потому что я сам был свидетелем всего этого и могу рассказывать только то, что видел сам.
- Как для вас соотносятся историческое и современное? Будут ли выставки на эту тему?
- Обязательно! В последнее время очень модная тема 100-летие ТАССР, конечно мы в ней задействованы. Наша выставка стоит сейчас в Москве в Татарском культурном центре на Павелецкой и недалеко от памятника Тукаю.
Современность очень легко соотносится. Дело в том, что возраст нашего основного посетителя – 30 лет. Это говорит о том, что мы модный музей. Естественно, мы делаем выставку с учетом того, чтоб это было интересно молодым. Выставка спортивной обуви, одежды, выставка, посвященная Олимпиаде-80, выставка, посвященная красоте в советское время, косметике, прическам.
- Какие планируются экспозиции в ближайшее время в Казани и не только?
- В ближайшее время мы готовим выставку «40 лет Олимпиаде-80», «40 лет памяти Высоцкого» и к 100-летию ТАССР. В этом огромном информационном потоке мы решили найти свою нишу и у нас будет выставка «Сладкий Татарстан», т.е. продукция Татарстана и Казани, посвященная именно сладостям, которые у нас выпускались.
К августу у нас будет выставка посвященная верхней одежде мужчин и женщин советского периода.
- Важно ли сейчас объяснять публике значение выставок?
- Я думаю, что при посещении любой выставки и любого музея важна хотя бы минимальная подготовка. Если к нам идет человек, то должна быть хотя бы какая-то лояльность. Т.е. у родителей есть возможность рассказать детям, как они жили и пришли к определенному изобилию. Сейчас никого не удивишь машиной и квартирой, но почти все родители вышли из того времени, когда у них ничего этого не было.
Я рад, что вся страна знает, что тема эта началась именно в Казани. Художник рисует красками, а мы рисуем предметами.
Комментарии 0