23 ноября 2020, 07:00
985
0
Вторая часть большого интервью с одним из самых узнаваемых футбольных арбитров России
Если в первой части многочасового интервью интернет-редакции ТНВ с Сергеем Хусаиновым мы говорили в основном о проблемах судейства футбольных матчей в России, то во второй части речь уже шла преимущественно о футболе, «договорняках» периода «лихих 90-х», великих игроках и тренерах, а также о популярных в России экранизациях, посвященных легендарным звездам советского футбола Льву Яшину и Эдуарду Стрельцову.
Об этом, а также причинах успеха команды Гуса Хиддинка, бедах российского лимита легионеров, «дне» нашего клубного футбола в еврокубках и многом другом - читайте во второй части интервью.
«В России сразу отсеиваются от футбола семьи со средним и низким достатком»
- Вы были администратором и менеджером трех сборных - СССР, СНГ и России. Про славное прошлое остается только вспоминать, а почему в истории именно российского футбола именно команда Гуса Хиддинка показала лучший результат?
- То поколение, которое добилось результата с Хиддинком начальное футбольное образование получило еще при советской футбольной системе. Эти ребята смогли выйти на тот уровень, когда был нужен хороший тренер, специалист. Понимаете, сборную команду легче подготовить, потому что ты имеешь группу игроков, четкое расписание матчей и план тренировочного процесса. Я считаю, что успех Хиддинка могут разделить те тренеры, которые дали нам Аршавина, Жиркова, Павлюченко и далее по списку. Конечно, знание и опыт Хиддинка сыграли ключевую роль в том успехе.
- Касаемо того поколения футболистов, меня, как простого болельщика, больше всего возмущали заявления наших футбольных функционеров, которые рапортовали об успехах в Европе и еврокубках - «Зенит» и ЦСКА - как заслуги введенного лимита на легионеров. При том, что очевидно - все эти футболисты пробивались в основные составы сквозь плотные ряды легионеров своих команд задолго до введения лимитов. Зато мы видим во что превращается нынешнее поколение, относительно тех же Аршавина, Павлюченко, Измайлова?
- Да, да. Лимит нам навредил и в еврокубках, и сборной - по всем фронтам. Он искусственно внедряет ребят с российским паспортом и совсем не по уровню мастерства. И это тоже одно из следствий футбольного образования за деньги родителей. Отсюда и дефицит качественных юных футболистов на этапе первичного отбора. Мы ведь сразу отсеиваем от футбола семьи со средним и низким достатком. А ведь с математической точки зрения таких в России явно больше 50-ти процентов. И вот эта составляющая, еще и вкупе с лимитом конечно вредит футболу.
Знаете, в тему лимита я еще приведу такую историю. Идут сочинские сборы госкомспорта Советского Союза и мне дали задание принять нормативы теста Купера у зенитчиков, «Ротора» волгоградского и «Днепра» (ныне украинской команды - прим. ред). Идет тест Купера. Гаврилов бежит не по полному радиусу, а за воротами, срезает периметр. Проверяющий из Госкомспорта говорит: ну так же нельзя. Тренер говорит: да нельзя, но это же Гаврилов. Говорит, я же не тренер, а организатор. Он имел в виду, что с Гавриловым молодые ребята большему научатся. Так и получилось, молодые лидеры того «Днепра» позднее перешли в киевское «Динамо».
Это я к чему? Опять же к лимиту. А именно: все искусственное результата не дает, только рост реального мастерства футболистов ведет к повышению уровня игры, а не паспорт. Наоборот, надо, что бы ребятам приходилось конкурировать с более сильными футболистами за место в составе, а не с другими паспортистами, такими же как они. Также и в судействе кстати, где искусственно заводятся в судейский корпус сват, брат или кум. Этим решаются сиюминутные задачи отдельных лиц, а о развитии игры никто и не думает.
У нас и тренерская школа была классная. Когда я работал еще в Институте физкультуру, приезжали к нам канадские специалисты к Анатолию Тарасову, царство ему небесное, когда он уже преподавала на кафедре хоккея. Вдумайтесь, родоначальники хоккея приезжали послушать Тарасова.
Липпи: «Чё вы ко мне приехали? Езжайте лучше к Лобановскому»
- Мы в хоккее, как бразильцы в футболе. Нас же интересует именно футбол?
- Однажды Колосков (экс-президент РФС - прим. ред) поручил мне поехать с российскими тренерами в Италию на неделю. Приехали на тренировку «Ювентуса». Смотрим, Зидан, Дель Пьеро в составе, Липпи тренер. После тренировки подходим, а у нас Геннадий Логофет, царство ему небесное, в совершенстве владел итальянским. Липпи и говорит: «Чё вы ко мне приехали, ребята, у вас же самих есть человек, я считаю, икона футбола. Езжайте лучше к Лобановскому, я, говорит, всегда искал редкий момент для общения, когда он приезжал с киевским «Динамо» или сборной СССР. Он опередил время. Вам же к нему проще попасть, чем мне. А вы сюда приезжаете».
Я это к чему говорю? То что сделали в великой футбольной стране, в одночасье взяли и разрушили. Поэтому и тот же Курбан Бекиевич без работы. А нам такие специалисты не нужны.
«Это беда нашего футбола, что Бердыев не может найти работу в России»
- А почему, на ваш взгляд, Бердыев так долго не может найти работу после увольнения из «Рубина»?
- Он авторитетный, опытный и глубоко знающий футбол специалист. Я застал его еще игроком, когда он в Алма-Ате играл в «Кайрате». Тренерская практика показывает, что у футболистов, трудящихся в центре поля и на тренерском поприще получается хорошо.
А то, что он не может найти работу внутри нашего государства - это беда российского футбола. Тут во главе угла стоят не знания и опыт, а его величество доллар, коммерческие интересы. Посмотрите, даже футбольная риторика поменялась в последние годы со стороны участников тренерского цеха: «купите мне такого-то, купите мне такого-то». Вопрос уже не стоит о том, как подготовить футболиста.
Это большой минус для нашего футбола, что уже много лет Газзаев не функционирует, Курбан Бекиевич ищет команду, Семина Юрия Палыча тоже «попросили». Тут главный вопрос к владельцам клубов - что мы хотим на выходе.
- Вы говорите про подготовку игроков. Бердыев этим славился в свой первый период в «Рубине», многих открыл или реанимировал в «Ростове». Однако, вернувшись в Казань, он привез с собой 14 футболистов из донского клуба и никого не открыл в «Рубине». Отошел от своих принципов?
- Для того, чтобы кого-то открыть, нужно иметь материал. А у нас что творится? Многие годы укрепляется тенденция, что у нас родители платят деньги, за почасовые занятия с тренером своих детей в секциях. А если мальчик талантливый, но у родителей нет денег? Например, мама одна, а мужа нет — разведёнка.
Сейчас владельцы команд и новые эффективные менеджеры закрывают позиции легионерами, а не как в прекрасное прошлое время аккуратно подводят к основе своих ребят. А это тренерское искусство.
И те ребята, с которыми Бердыеву удавалось работать, росли при советской системе футбольной подготовке. Ему оставалось лишь огранить талант этих детей. В следующий приход фундамент команды был уже другой - размытый. Качество тренировочного процесса основывалось только на финансовой составляющей от родителей. Нет денег - талантливый ребенок не может посещать секцию. И я говорю не конкретно о «Рубине», а о всем российском футболе. И не только в футболе. Помните, Фетисов говорил: «это ноу-хау российского хоккея - родители проплачивают места в первых трёх пятерках юношеских команд».
Поэтому проблема не Курбане Бекиевиче, а в головах руководителей клубов и нашего футбола в целом. Что мы хотим? Выиграть Олимпиаду? Прекрасно, выиграли, а что дальше? А дальше большой железобетонный забор без флага и гимна. Решаем сиюминутные задачи, а дальше хоть трава не расти.
«Этот сезон России в еврокубках некое дно? Согласен»
- Кстати о траве: помните как принималось решение о переходе чемпионата на систему «осень-весна» под лозунги наших топ-клубов о результатах в еврокубках?
- Да, это было очень громко.
- Так почему мы в еврокубках все хуже выступаем? Согласны, что текущий сезон можно назвать неким дном в данном вопросе?
- (смеется) Согласен. Еврокубки, это тоже тренерское мастерство. Количество матчей увеличивается, а значит надо вникать и медицинские вопросы. Как правильно подвести игроков к матчам, как восстановить и все такое.
- А может у нас просто уровень футболистов в клубах катастрофично упал?
- И это тоже, конечно. У нас и количество самих клубов резко сократилось. Посмотрите, сколько у нас было команд на самом старте новейшей истории российского футбола. В той же второй лиге 150 клубов было. А дальше все меньше и меньше. А откуда брать хотя бы игроков для 150-ти клубов, если родителям нужны большие деньги, чтобы отдать серьезно своих детей в футбол? А раньше такого не было. Какие деньги, мамка с папкой просто скидывали детей в секции, а тренер был, как второй отец.
Откуда Аршавин, Павлюченко и Жирков взялись? Из глубинки и никаких особых денег у их родителей не было. Сейчас спрашиваю бывших футболистов, которые работают в детском футболе: ну что приходят хоть кто-то там? Отвечают: приходят? Ты бы посмотрел, на каких машинах их родители привозят.
- Футбол перестал быть массовым в России?
- Давным-давно уже. Любительские лиги еще остались, вот там массовый футбол еще есть.
- Я думал, что у нас любители больше в ФИФА играют на компьютерах и приставках.
- Это да, тенденция современного мира. В этом кстати тоже одна из больших проблем нашего футбола. Я помню историю, когда великий тренер Ван Гал пришел в «Манчестер Юнайтед» после Фергюсона. Не очень хорошо у него там получилось. Рассказывали, что на очередной встречи с болельщиками Ван Гал сказал, что решил пригласить тренера по кооперации. Болельщики в недоумении. Тот говорит: да вы не поверите, я со своими игроками общаюсь со своими игроками только на установке перед игрой. Они все время в телефончиках. Они даже между собой не разговаривают. А как выходить на поле и даже не подсказывать друг другу?
- Давайте непосредственно о вас тоже поговорим. Вы пытались стать футболистом, не подошли школе «Спартака», занимались в «Динамо», было и «Торпедо». После армии пытались закрепиться в «Динамо» Махачкала и тоже не вышло. Что помешало и могла ли ваша карьера сложиться лучше?
- Конечно, при более внимательном отношении со стороны детских тренеров могло сложиться более удачно. Но получилось, как получилось. В 16 лет я попал дублирующий состав «Торпедо». По тем временам, это было вообще круто. Мол, откуда ты взялся. В дубле игроки появлялись в 22-23 года в те годы. Впечатлений было масса. Виктор Александрович Маслов у нас тренером был. Играем с киевским «Динамо». Извините, там Блохин, а как его держать то? Это тяжелый психологический момент. Ну как? Нет, я не смогу. А уже в Махачкале после армии играл во второй лиге и понимал, что это не тот уровень, к которому надо стремиться, болото. Хотя там играли бывшие игроки молодежных сборных и состав приличный был.
И тут волею судьбы, поссорился с арбитром на чемпионате города. Он мне говорит, если ты такой умный - иди и суди сам. Говорю, если и буду судить, то точно не так, как вы. Ну и с этого момента пошла уже судейская карьера.
«Фильмы про Стрельцова и Яшина извращают реальность»
- Насколько я понимаю, вы в «Торпедо» пересекались с Эдуардом Стрельцовым?
- Да, с Эдуардом Анатольевичем. Я был уже в торпедовской школе. Он был тренером команды 1964-го года выпуска, а я помогал ему. Помню его слова: Сережа, как же так? Это же просто упражнение. А я уже студент Института физкультуры. Для него это было азбукой футбола, а для ребят китайская азбука.
- А в «Динамо» вы со Львом Яшиным тоже знакомы были. Вопрос такой: как вы оцените недавние художественные фильмы про них, насколько соответствуют образы действительности?
- Что касается, сериала про Стрельцова, я посмотрел первую серию и все, дальше не стал продолжать. Много чего извратили в плане фактов. Он не был таким разбитным парнем, как его показали. Он был компанейским, но никогда такого не было, чтобы он разваливал команду или устраивал какие-то оргии. Лев Яшин тоже совсем другим тоже запомнился, он был скромнейшим человеком. И непонятно, с какой целью их показали не такими, какими они были.
- Вы говорили, как стали судьей. Забавное совпадение, но позже и вы предложили во время матча посудить вместо вас Газзаеву. Вспоминали этот эпизод с ним?
- Позже, когда я закончил судить, а Газзаев выиграл Кубок УЕФА с ЦСКА, я пришел на встречу с Евгению Ленноровичу (президенту ЦСКА Гинеру - прим. ред) по делам своего футбольного колледжа. А Валерий Георгиевич как раз вышел из своего кабинета и увидел меня. Он прилюдно меня обнял и говорит: это самый великий судья. Для меня это было признание моей работы судьей.
А что касается того момента на поле, то после игры у нас было совещание и Николай Левников и мой главный оппонент во всех делах, стукачок, который рассказал УЕФА, что я работаю в сборной России - сказал: а если бы Газзаев взял свисток? Я говорю: секрет в том, что надо сказать так, чтобы не взял. Они не знали откуда все это взялось. А я вам объясню.
«Алания» вела 3:0 с «Ротором» (1997 год — прим.ред). Во втором тайме Прокопенко выпускает двух классных парней - Нидергауса и Есипова. Игра разворачивается на 90 градусов и счет уже лишь 3:2. «Алания» вообще защищаться не умела, да и в ЦСКА у Газзаева в этом плане проблемы были. «Алания» нарушает правила.
Вы говорили, что раньше более незаметно и технично помогали судьи нужным командам и этот случай как раз свидетельствует наглядно. Надо было помочь «Алании» в той игре. Так вот, даю свисток и слышу от Газзаева: «Серега, ну что такое? Дай поиграть». А мне же надо продлить паузу, чтобы «Алания» доиграла до победы. И иду медленно к Газзаеву, снимаю свисток и шепотом ему говорю: «Валерий Георгиевич, пока мяч поставят, пока его пробьют - время уже заканчивается». Отвечает: «Серега, я все понял» (смеется).
«Я был вынужден принять «правила игры» судейства в России, но не переступал красную линию»
- То есть, перед каждым туром судьям дают задание: кому помочь?
- Абсолютно. И я тоже был вынужден принимать эти правила игры, но не переступал, так сказать, красную линию.
- А можете привести примеры случаев, за что лично вам было стыдно?
- По букве футбольного закона должен был предъявить красную карточку Юрию Ковтуну в матче «Локомотив» - «Динамо». Юрка всегда очень жестко играл и в том эпизоде была чистая красная. Но мы в сборной пересекались и были уже другим отношения. И я вытащил две карточки - красную и желтую и говорю: Юр, выбирай какую показать? И мне потом сказали так и так: надо было красную дать.
И второй момент - «Локомотив» с «Торпедо» играли. Тогда еще за «Локо» Мухсин Мухамадиев играл, а у «Торпедо» черненький парень играл на позиции центрального защитника. Мукаку - что-то такое. Мухамадиев выбегал один на один и этот центральный защитник руками завалил форварда «Локомотива». И я этого Мукаку выгнал с поля. Мне после игры сказали: не надо было удалять. «Торпедо» тогда принадлежало «Лужникам» Алешина. Бизнес шел.
Другой случай: играют «Спартак» и «Динамо» кубковый матч. Игорь Симутенков в быстрой атаке уходит в прорыв и его сносят. Даю свисток и ставлю штрафной. Добровольский Игорь подходит и говорит - он же в штрафной упал. Я говорю, мол, само нарушение было до штрафной. Говорит, ну хотя бы удали, я под дурачка. Конечно, и удалил Мамедова. На следующий день президент ПФЛ (ныне РПЛ- прим. ред) Толстых: «чего, нельзя было дать пенальти?». До штрафной же было нарушение, - отвечаю. «Ну и что? - говорит. И инспектор матча мне ставит низкую оценку.
Вот эти три момента - самые неприятные. А в остальном, я могу посмотреть честно в глаза любой команде.
«Я был номинальным мусульманином, но татарином себя ощущаю»
- Известно, что от рождения вы не Сергей Викторович и не православной веры, а Рашид Рахматуллович и мусульманин. Говорят, вам пришлось пойти на эти изменения, чтобы вступить в коммунистическую партию. Как далось это решение? Вы были номинально мусульманином или верили?
- Номинальным мусульманином, если можно так выразиться. Дедушка у меня ходил в мусульманскую общину Москвы. В мечеть с ним ходил на Проспекте мира. Что касается смены имени, отчества и религии, то мои родители с пониманием отнеслись к ситуации. С отцом советовался, с мамой, а решающим было слово деда. Он сказал, это его жизнь, так что я не против.
- А у вас в семье татарский язык сохранился в каком-то виде? Татарином себя ощущаете?
- Да, и сестры мои говорят на татарском. Да я и сам татарским владею. Конечно, практики у меня маловато. Но разговариваю, например, с ребятами из «Нефтехимика» пересекаемся. С Ринатом Билялетлдиновым тоже по-татарски можем фразами перекинуться.
«Меня избили бейсбольными битами за футбольный колледж. Пришлось закрыть»
- 18 февраля 2003 вас избили возле дома бейсбольными битами. Как вся эта история была связана с футболом?
- Это агентская деятельность. А избили за то, что организовал футбольный колледж, не посоветовавшись ни с кем. У меня, конечно, был источник финансирования - один депутат. Все делалось по уму. Но все это делалось вопреки негласным законам российского футбольного бизнеса. Колледж после этого пришлось закрыть. Депутат сказал: все, надо уходить из этого. Как уходить, говорю? Родители уже своих детей же туда привели. И колледж уже был на слуху. Не, не, не все, говорит. Я еще пытался как-то спасти проект, но не удалось.
- А можете сказать, кто вас «заказал»?
- Теоретически могу, конечно. Но на руках доказательств нет. Поэтому, говорить смысла нет. Пусть это на его совести этих ребят останется.
- Я так понимаю, «ребята» эти широко известны в нашем футболе?
- Да-да.
- На этом все. Спасибо Вам за интересное интервью.
- Спасибо и вам.
Заглавное фото: twitter
Артур Халилуллов
Поделиться
Новости партнёров
Комментарии 0