Тимур Сиразиев: «За 3 года в Лондоне я разочаровался в Би-би-си» - видео
23 апреля 2020, 09:00
5388
0
Спецкор Первого канала пожаловался на то, как власти Британии отказывают россиянам в интервью и не выходят на связь.
Наш земляк Тимур Сиразиев в это непростое время остался во враждебной британской столице и наедине с зубастой цензурой Downing Street.
Тимур начал свою карьеру журналиста в Казани. На данный момент уже 3 года он работает специальным корреспондентом Первого канала в Лондоне. Тимур ведет свой блог в Instagram, где рассказывает об интересных людях и событиях в жизни Лондона.
В беседе с корреспондентом интернет-редакции ТНВ Тимур рассказал, о введенных мерах в Британии в связи с коронавирусом, разочаровании в BBC, домашнем насилии и культе чая.
О СИТУЦИИ С КОРОНАВИРУСОМ
- Вчера (интервью было 18 апреля – ред.) появилась новость, о том, что Британия подходит к пику заболеваемости коронавирусом, так ли это?
- Никто не знает, когда будет пик и где он. Все что говорят – это предположения, до этого были мнения, что мы пик уже прошли, после число умерших снова начало расти. Все что говорят – прогнозы, и поэтому нельзя сказать прошел ли пик или только наступает однозначно нельзя.
А ситуация на данный момент не меняется, я бы даже сказал ухудшается. За последний день 888 умерших, 5526 человек заражены, т.е. динамика продолжает оставаться прежней. Я недавно читал журнал The Economist, и там пишут о том, что Британия в отличие от Франции, не считает людей, которые умерли за пределами больницы, например, в домах престарелых. Т.е. реальное число смертей еще больше.
- У вас есть погибшие или заразившиеся среди знакомых?
- В Британии, в больницу попадают только те люди, у которых действительно очень серьезные проблемы, у кого в течении 5-7 дней высокая температура. А есть те, у кого симптомы коронавируса, но они остаются дома и их не тестируют.
У меня есть знакомые, у которых симптомы коронавируса, но тест они не делали. А тех, что погибли у меня лично нет, но есть знакомый, у которого умер дедушка.
- Что грозит тем жителям, которые нарушают карантин?
- В Британии разрешили выходить на улицу, в том числе, чтобы заняться спортом и гулять в парке, по 1 по 2 человека и это не считается нарушением. Нарушением является если вы лежите на лужайке и встречаетесь с друзьями, то в первый раз платите 60 фунтов, если вы оплатите в течении двух недель, то – это 30 фунтов.
Есть отдельное наказание для тех, кто ведет себя агрессивно в отношении полицейских и врачей. Нарушителей сажают в тюрьму, максимальный срок 9 месяцев.
- Есть ли наказание за распространение недостоверной информации в соцсетях?
- Возможно, такое наказание есть, но об этом не говорят. На мой взгляд, нет.
Для СМИ, конечно, однозначно. Недавно в эфире одного из телеканалов, ведущий сказал, что «Почему все отрицают связь 5G и коронавируса, может быть она есть!?». Только за эту фразу сейчас специальный орган, проверяет его высказывание и деятельность канала.
- Местные жители как-то недовольны введенными мерами, или же отсутствием пособий? Бунтуют ли местные жители? Как государство помогает своим жителям?
- Я такого не видел и не знаю о таких случаях. Если говорить в целом про британское общество, то люди очень осознанно ко всему относятся и соблюдают карантин. Был момент 2 недели назад, когда была хорошая погода и люди массово вышли гулять и полицейские не могли справиться с ними. Позже к ним обратилась королева, власти и сейчас уже такого нет.
В интернет выкладывают очень много обращений люди, у которых уже погибли близкие. Взрослый мужчина, сидит за рулем он водитель большегруза, и со слезами на глазах рассказывает о своей погибшей маме и просит, чтобы люди не выходили из дома. Медсестра записывают видео, уставшие, со следами от маски и также просят людей оставаться дома.
Например, тем кто остался без работы, государство платит 80% от зарплаты, но не больше 2500 фунтов в месяц.
Предпринимателям также обещают льготные кредиты. Хотя при этом по телевизору показывают сюжеты, где те же предприниматели говорят: «Мы не можем получить кредит». Например, они обращаются в банк, а им говорят, что льготного кредита нет и возьмите наш банковский, но везде все по-разному.
- Вчера появилась новость о том, что полиция заявила о резком росте всех видов онлайн-мошенничества, а также о двукратном росте случаев домашнего насилия? Столкнулись ли вы с подобными случаями как журналист?
- Про домашнее насилие говорят очень много и более того, когда в Британии продлевали карантин, ввели специальный пункт, что люди могут выходить на улицу, если они поссорились со своими близкими, чтоб остыть. Также ввели пункт, что можно переехать, если вдруг муж с женой не могут ужиться вместе. Про то, насколько в процентах стало больше насилия сказать нельзя, есть лишь предположения.
Недавно был такой интересный случай, ведущая BBC вела эфир и подняла руку к лицу и на руке у нее был написан номер. Я проверил этот номер, оказалось, что это номер горячей службы по поддержке тех, в отношении кого было совершено это домашнее насилие. Также я слышал, что в других Европейских странах, а именно во Франции есть специальное кодовое слово. Т.е. когда ты приходишь в аптеку, ты называешь кодовое слово, и фармацевт будет знать, что ты подвергаешься домашнему насилию.
Что касается интернет-мошенничеств – это факт и таких случаев достаточно много. Например, приходят домой к бабушкам и предлагают сделать тест на коронавирус, пишут объявления, от банков приходят уведомления.
- Специалисты заявляют о том, что смертность в Британии от коронавируса может стать самой высокой в Европе? Вы слышали об этом от специалистов?
- Это заявил советник правительства. Все дело в динамике, число заразившихся и умерших увеличивается, в Британии спорят, почему это происходит. The Economist пишет, потому что поздно приняли меры и поздно начали контролировать. Сначала Британия хотела, чтобы люди выработали коллективный иммунитет, чтобы переболели COVID-19 и выработали иммунитет. И как сейчас считают некоторые ученые, это было неправильное решение.
- Что для вас лично стало самым сложным с введением карантина по всей стране? С какими трудностями вы столкнулись?
- Если говорить про нашу работу, работу СМИ ее стало больше. Я живу в Лондоне со своей женой, все мои родственники в России, мама в Казани и проблема скорее всего в том, что я не могу им никак помочь. Нужно уговаривать знакомых, чтобы они как-то помогали.
Здесь мы имеем право выходить на улицу, журналистам разрешают снимать. Из сложностей – было трудно найти маску.
- Как вы считаете, что ждет Англию в ближайшие месяцы?
- На этот вопрос пытаются ответить многие ученые и экономисты. Я общался с профессором университета в Ливерпуле, он, кстати тоже из Казани, он сказал, что ситуация тяжелая, потому что никто не знает, как этот вирус будет себя вести. Поэтому правительство может пересмотреть свои решения, также есть опасность второй и третей волны, в сентябре, если не будет вакцины. Когда будет эта вакцина, тоже неизвестно. В Британии начали производить вакцину, но она еще не прошла тест, а вдруг она не будет полезной?
О РОССИЙСКИХ МЕДИА В БРИТАНИИ
- Какое отношение к росСМИ в Англии? Есть ли какие-то сложности?
- Огромное количество сложностей! Отношение обычных людей в целом доброжелательное. Если мы говорим про отношение властей, то нас не пускают ни на какие мероприятия, никто нам не дает интервью. Сейчас коронавирус и карантин, нам хотелось бы услышать от министра здравоохранения, что они собираются делать, но никогда он не даст нам интервью.
Пример, в Британии есть достаточно сильное сообщество, и одна экспертная группа проводила дискуссию по скайпу, по поводу коронавируса. Нам как иностранным журналистам прислали приглашение, но, когда мы направили запрос, нам даже не ответили. Такое происходит постоянно. Вся информация, которая есть, она из местных СМИ, от тех людей с которыми мы общаемся и от экспертов, с которыми мы смогли наладить отношения.
Есть некая диспропорция, если взять британские СМИ в России - Skynews, BBC – они работают, где хотят и им дают интервью власти. Журналистка Skynews делала свой сюжет со стройки инфекционной больницы в Москве, а нас туда никогда в жизни не впустят.
Простой пример, сейчас мы пытаемся записать интервью с врачом, он русский и согласен с нами поговорить. Работает в обычной больнице Лондона, но врачам сейчас запретили давать интервью без разрешения, нужно получить согласие от больницы. Мы говорим, мы не хотим задавать вопросы про вашу больницу, нам просто нужно пообщаться с человеком. Ответа до сих пор нет! Это было 3 дня назад и его не будет.
И в Британии мантра, обвинять нас в дезинформации. Если им что-то не нравится, значит это российские СМИ. При том, что пишет Daily Mail (местный таблоид) всякую чушь и небылицы про Россию, это никого не волнует и это нормально. А если вдруг эксперт выскажет свое мнение в российском СМИ, в России, они сразу же ставят ярлык, что это пропагандирует Кремль.
- Согласны ли вы что вас считают пропагандистами СМИ? И если да, то что вы отвечаете на это?
- Здесь никто ничего напрямую не заявляет, нет никакого контакта с властью. В этом как раз проблема, если бы был хоть какой-то диалог, то может быть мы бы смогли прийти к какому-то консенсусу.
- Как развивается медиа на Западе, и в каком направлении двигается? Все уходит в интернет?
- В Британии достаточно сильная журналистика и солидные традиции. На данный момент кризис и он может изменить вообще рынок СМИ. Сейчас The Guardian – одна из самых уважаемых газет, которая занимается серьезными расследованиями, увольняет людей, отправляя их в неоплачиваемый отпуск. К чему это приведет непонятно.
Уходит ли аудитория в интернет? – да, но при этом здесь газеты читают и выписывают именно печатную версию. На мой взгляд сегодня очень много будет зависеть от того, как издания и рынок в целом, смогут выйти из этого кризиса, связанного с корованирусом.
- Какие медиа для вас эталон?
- До того, как я приехал в Лондон для меня одним из таких эталонов была телекомпания BBC, но за 3 года я если можно, так сказать, разочаровался в этой телекомпании. То, что они показывают, как они это делают, это точно не объективная журналистика. Они придерживаются той политики, которая есть у канала. Причем это не мое мнение, это мнение тех людей, которые наблюдают за BBC здесь, в Британии. И пример это «Брекзит», когда BBC обвиняли в предвзятости. В том что они дают слово тем, кто против «Брекзит», и не дают слово тем, кто за. Были митинги, на которых люди кричали «BBC – fake news» (BBC – ложные новости). Есть движение, которое хочет отменить плату за пользование каналом BBC. Т.е. все люди в Британии платят налог BBC и на эти деньги телекомпания живет.
Такой вывод я сделал после того, как они написали про меня статью. Наш Первый канал обвиняли чуть ли не в том, что мы шпионы. И в этой статье русская служба BBC привела какие-то доводы, которые не соответствовали действительности. Причем я написал об этом, разместил пост на Facebook и потом они удалили написанную информацию, изменили ее, признав свою ошибку, что, кстати, бывает очень редко.
В современной журналистике не может быть однозначных идеалов в СМИ. Идеалом могут быть лишь отдельные журналисты. На мой взгляд, сейчас в журналистике играет большое значение именно личность.
- Правда ли что в Англии сжигают сотовые вышки?
- Об этом писали в разных изданиях и даже было в интернете видео, такой вышки, которая горит. По всему миру есть категория людей, которые считают, что коронавирус распространяется благодаря вышкам 5G. Несколько месяцев назад эта теория появилась в Швеции, там люди считали, что из-за этих вышек здоровье людей будет подрываться. Министр Швеции, кстати обвинил Россию в распространении слухов об этом. А позже местная телекомпания провела свое расследование и выяснила, что все это писала в соцсетях местная бабушка.
В Британии есть люди, которые показывают 20-ти фунтовую банкноту и на ней есть маленький значок маяка, они говорят, что это вышка и лучи, которые от нее идут они как раз и распространяют заразу. Причем этот маразм распространяют не просто обычные люди, а чемпион мира по боксу у себя в соцсетях говорит, что такое возможно.
- Как вы относитесь к фейкам? Сейчас активно обсуждается фейковое сообщение российских СМИ про то, что премьер-министра Великобритании Бориса Джонсона подключили к ИВЛ?
- Информация про Бориса Джонсона была опубликована в одном из информагентств и потом некоторые британские СМИ писали о том, что «Борису Джонсону дают кислород», что имелось ввиду непонятно. Пресс-служба позднее опровергала эту информацию, но нет каких-то поводов не верить, что все что с ним произошло это действительно так. Он действительно был в тяжелом положении. Писали, что его положили в больницу для обследования, чтобы сделать тест, через день он попал в реанимацию, сказали что просто «на всякий случай», а потом когда он уже выписался, британские СМИ написали, что он был «одной ногой в могиле».
А что касается фейков – это отдельная тема и к ним нельзя хорошо относится. Сейчас это ярко-выраженная тенденция, все сидят дома и считают себя экспертами. Самое обидное, то, что люди верят этим лже-экспертам, потому что они говорят красиво. И это проблема!
О СЕБЕ
- Вы сами из Татарстана из Казани, кем вы здесь работали и как оказались в Москве, а позже и в Лондоне?
- В Казани я жил до 2008 года, работал на телекомпании «ЭФИР», ВГТРК «Россия 24». Потом я переехал в Москву и начал работать на Первом канале и 3 года назад у меня началась командировка в Лондон, где я нахожусь по сей день.
- Летом прошлого года, вы написали в своём Instagram о гей-параде «Все это выглядит очень вульгарно. Это не карнавал. Зачем устраивать вальпургиеву ночь на глазах у всех», и на вас обрушились обвинения, при том вы утверждаете, что вы не расист и не гомофоб, тогда почему вы против этого шествия? Какова ваша позиция? И как местные жители, надо сказать, привыкшие реагируют на подобный «карнавал»?
- На самом деле, с местных жителей все и началось. Пост я написал, когда сидел в кафе на улице, а рядом со мной сидели две бабушки, которые обсуждали интересно одетого человека. Как раз об этом я и написал.
В Бразилии есть карнавал, в Британии он есть, но вопрос был в другом. В 2019-м году мы снимали чемпионат мира, тогда он проходил одновременно с гей-парадом. Мы были в центре, где были 12 и 14-летние нетрезвые мальчики и девочки, которые во всем этом участвовали и все это каким-то образом поощрялось. У меня есть друзья не с классической ориентацией, и я к ним отношусь нормально, вопрос ни в этом, а в том, что все то, что происходило там – это выглядело тяжело.
И потом, я написал пост в своем Instagram. А что такое Instagram? – это твой личный мир. На меня накинулись с тем, что «журналист Первого канала сказал…», стоп я же это не в сюжете сказал, не в новостях. Я выразил свое личное мнение.
Эта тема очень тонкая и болезненная. В Британии сейчас с трансгендерами все оборачивается очень своеобразно. Сначала всех убеждали что трансгендеры - это нормально. И сейчас если бы не карантин, уже должен был начаться суд над женщиной, которая меняет пол молодым людям (подросткам) при помощи гормонов. Врач этой больницы, считает, что это рано и нужно человека отговаривать от этого, и если он непреклонен, то потом делать. Есть один человек, который тоже прошел через это лечение гормонами и сейчас считает, что, если бы у него была возможность все изменить, он бы изменил.
- Чем англичане похожи на татар, и чем отличаются?
- Есть интересный нюанс, и татары и англичане очень любят чай с молоком. Не так много национальностей в мире, которые пьют чай с молоком. Причем в Британии спорят, что наливать сначала.
- Часто бываете в Казани?
- Не так часто, как хотелось бы! Потому что условия работы такие, что в Россию я могу ехать либо в отпуск, либо в командировку. Последний раз в Казани я был в январе.
- Приходится ли вам говорить в Лондоне на татарском языке? Есть ли там татарская община?
- Мне в России то практически никогда не приходится разговаривать! Татарская община есть, раньше даже устраивали Сабантуй, сейчас уже редко. Меня приглашали, и я общался, сейчас уже редко с татарами, которые живут в Лондоне и, к сожалению, на те мероприятия, которые они устраивали я не мог попасть из-за работы.
Комментарии 0