04 апреля 2021, 16:00
1861
0
Какими по-вашему должны быть современные версии национальных костюмов?
В современной Казани можно найти всего лишь 2-3 магазина, где представлены коллекции, вдохновленные традициями татарского народного костюма. Это как своеобразные площадки для популяризации национального костюма. Но хочется ли современным модницам надевать на себя платья, сапоги, калфак (мини-шляпки) из XVIII века? Такие найдутся, и на наш взгляд лишь в коллаборациях с музеями. Т.к. креативное познание мира делает музейные вещи живыми. То, что еще недавно казалось декоративным излишеством, сегодня становится средством передвижения. О базовом наборе традиционного женского татарского костюма в материале ТНВ.
«Детали на голове»
Говоря слово «калфак», мы сразу обозначаем национальную принадлежность модниц к этому головному убору. Однако, следование стереотипам в современном мире уже не актуально. Сегодня, надеть калфак себе может позволить человек любой национальности, в любой точке мира. Вспомнить хотя бы Марину Цветаеву и Айсидору Дункан, которые носили татарские ичиги. Калфак, остался традиционным головным убором и в наши дни. Хочется немного окунутся в историю, чтобы читатель имел представление об этом необычном и эстетически красивом головном уборе.
Например, в XVIII веке были популярны белые мягкие трикотажные или вязаные калфаки с вышивкой и надевались на всю голову. Позже на калфаках делали аппликации синелью, использовали ушковую технику, а также блестки, золоте и серебряные нити. На калфаке вышивали рельефные, многооттеночные крупные элементы цветов из мелких кусочков ткани, сложенной в треугольнички в виде ушков. Также были популярны большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.
К середине уже XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Такие калфаки носились под платком или шалью. Позже маленькие, изящные калфаки начали украшать белым и цветным бисером. Ну чем не национальное ар-деко? Калфак – это пример того, что можно надевать не только на свадьбы, вечеринки, скачки или выступления. Его можно подобрать даже к пижаме, сидя дома в сложное пандемийное время!
«Такое ли традиционное, это татарское платье?»
В число элементов татарской традиционной одежды барышень входили рубаха, нижний нагрудник и штаны. Рубаха служила нательной одеждой и платьем. Под платье нередко надевали нижнюю рубаху, сшитую из легкой ткани с короткими рукавами, без воротника. Поверх нее надевали распашную одежду. Рубаха была туникообразного покроя и со скошенными и сшивными плечиками, закругленными проймами для рукавов.
В середине XIX в. у состоятельных татарок рубахи шились из дорогих тканей, типа легкого шелка, шерсти, хлопчатобумажной ткани и тонкой парчи. Эти рубахи украшались разноцветными шелковыми и атласными лентами и кружевами, позументными кистями и тесьмами. Этот стиль рубах можно сравнить со стилем бохо. А бохо это - этнические мотивы, сочетание в одном образе элементов цыганского и хиппи стилей.
А вот в начале XX века среди татарской интеллигенции и горожан, распространилась европейская форма одежды (это когда платье было длиной до колен или чуть ниже с заниженной талией, не подчеркивало талию и бедра. Они активно популяризируются и в наши дни).
«Хочешь выделиться? – Сшей изю!»
Это женский нагрудник. Да-да! Он был предназначен для прикрывания глубокого выреза платья, который позже превратился в элемент элегантного декора и обязательным элементом женского татарского народного костюма. Традиционно татарская модница создавала себе изю сама, проявив фантазию и чувство стиля. На ткань полукруглой формы нашивались разноцветные ленты, бисер, золотые и серебряные позументы, на края пришивались бахрома. Также их украшали монетами, фигурными бляшками, бусинами, ажурными пуговицами. Этот нагрудник пришивался прямо на платье, а позже это стало неудобным и его просто завязывали на шее. В нашей современности ложные украшения стали основой многих подиумных коллекций, и интерес к ним стабильно высок уже несколько столетий. В национальном музее в Казани представлены разные вариации этого украшения и не впечатлять – они не могут.
«Ичиги – лучший показатель татарской этноспецифики»
«Татарские сапоги? Это как?». Очень просто это можно объяснить так: «Ичиги – это кусочки цветной кожи, соединенные в единый орнамент в виде мозаики». Татарская традиционная обувь имела преимущественно башмаковидную форму, т.е. отдельно кроились верх и подошва. Ичиги были высоким голенищем и в виде женских туфелек. Женские ичиги и туфли шили из сыромятной конской или коровьей кожи. Сапоги, туфли и туфли-мюли были на небольшом каблучке. Стоит отметить, что туфли-мюли предназначены для свиданий с городом, а необычный орнамент поможет выделиться из толпы.
Говоря о популяризации традиционного татарского костюма, хочется отметить, что современным модницам было бы приятно увидеть, изучить и примерить коллаборации музеев с современными брендами одежды, т.к. в музее наиболее полно представлен народный костюм. Не стоит отрицать, что создавать современные вещи куда проще, опираясь на традицию. Из всей обширной линейки татарского традиционного женского костюма можно выбрать три вещи – калфак, платье и ичиги (туфли). И конечно важно помнить о современном комфорте.
Регина Яфарова
Поделиться
Новости партнёров
Комментарии 0