«К профессии артиста нельзя относиться как к работе»: Алексей Захаров о магии театра, удаче и благодарности зрителя
https://tnv.ru
16 января 2024, 08:00
484
0
Ведущий артист Казанского академического русского Большого драматического театра им. В. И. Качалова, один из самых харизматичных артистов театра, любимец и взрослых, и детей, заслуженный артист Татарстана Алексей Захаров в эксклюзивном интервью редакции сайта ТНВ рассказал, с чего начался его творческий путь, рассказал об удаче, фарте, своих недоброжелателях и поклонниках, рассказал о различии между талантливым и профессиональным артистом, а также приоткрыл завесу тайны театральной жизни.
— Алексей, в одном из интервью вы сказали, что мечтали стать артистом с самого раннего детства. Расскажите, почему именно в эту сферу мечтали попасть? Как на это решение повлияли ваши родители, они творческие люди? Расскажите о них.
— Стремление быть артистом у меня было всегда. Это все началось, когда мне было четыре годика, меня повели на свадьбу в деревне, где жили бабушка с дедушкой. И мне мама рассказывала потом, что как-то скучно сидели, я вышел посередине избы, махнул рукой гармонисту и начал плясать. И вот тогда, наверное, произошел какой-то щелчок и у родителей, и может быть у меня, я плохо этот момент помню, что меня в творческую стезю нужно отдавать.
— Родители мои не творческие люди абсолютно. Мама повар, папа был слесарем на заводе «КАМАЗ» в Набережных Челнах. То есть абсолютно не творческие, но буквально лет 10 назад я узнал, что родственники мои по папиной линии творческие люди оказывается. В Чувашии один дядя у меня режиссер театра, а тетя — артистка. Поэтому творческие люди в родословной есть.
— В начальной школе я ходил в кукольный кружок, мы там ставили спектакли, мы выступали в воскресной школе в церквях на православные праздники. То есть я сначала кукольным театром занимался. Кстати, Александр Яковлевич Славутский (художественный руководитель КАРБДТ им. В. И. Качалова. — прим. ред.) тоже рассказывал нам, что тоже начинал заниматься в кукольном театре, паучка играл. Так что у нас есть что-то общее с Александром Яковлевичем. Потом у меня была театральная школа в Набережных Челнах, это уже в более сознательном возрасте.
— Алексей, в труппе Качаловского театра вы с 2008 года. Расскажите, как вы попали в это театр, с чего все начиналось?
— На самом деле, если быть честным, я не предполагал, что попаду в театр Качалова, я поступал в Москву в ГИТИС, не поступил. Вернулся в Набережные Челны, это был 2005 год. Работал в Молодежном центре ведущим праздников, даже несколько свадеб провел. Летом 2006 года я услышал, что набирает курс Александр Яковлевич Славутский в Казани в филиал московского ГИТИСа.
— Я поехал сюда и поступил. В итоге нас оказался 21 человек на курсе, а нужно было 20, кто-то был лишним, и лишним оказался я. Так сложились обстоятельства, что меня взяли, не думаю, что из жалости, но первоначально мне казалось так, что меня пожалели и дали шанс. Но я был взят вольнослушателем. Это означает, что у меня не было студенческого билета, не было зачетной книжки…
— Но в жизни очень важны везение и удача. И буквально в начале сентября я узнаю, что один человек ушел и я стал официальным студентом. Спустя 18 лет я на самом деле очень доволен тем, что не поступил в Москву. Осознание того, что в Москве мне делать было нечего, пришло давно. Не потому, что я не талантливый, не профессиональный, просто мне кажется, что в Москве таких, как я очень много, а я очень самовлюбленный человек, как и многие артисты. Без лукавства, каждый артист любит себя, от этого никуда не деться, это нормально, я считаю.
— И поэтому я очень люблю выигрывать, люблю побеждать. Во мне очень развито чувство самолюбия, я не могу проиграть. И если бы я поехал в Москву, то там одно из двух — или я вообще никто, или я кто-то, но это очень сложно в Москве. Поэтому, почти сразу, как я начал здесь обучаться, я осознал, что правильно жизнь распорядилась, что я все-таки в Казани.
— Алексей, расскажите, что поспособствовало вашему успеху, и какие первые роли вы исполнили в театре Качалова?
— Для артиста очень важны удача и фарт. Без этого вообще никуда. В 2006 году сначала мне повезло, что я стал студентом, потом я был последним студентом, кто ввелся в спектакли Качаловского театра. Все мои однокурсники уже играли большие и маленькие роли. Меня не вводили. Я считаю, что причина может быть в недоверии, или в том, что я уйду из театра. Не доверяли мне роль вплоть до 2008 года.
— В 2008 году мне наконец-то дали роль Обезьянки в «Айболите», наконец-то мне дали Студента в «Роковых яйцах», я был безумно рад. А когда меня ввели чуть позже в «Скрипача на крыше», в «Американскую шлюху», в «Пиковую даму» я был так горд, что просто танцевал «Скрипаче на крыше», или пел в «Американской шлюхе». Это настолько был для меня вау-эффект, что я даже не обращал внимание на тот момент, какая у меня роль. И потом опять благодаря фарту, удаче, благодаря моим однокурсникам, которые ушли из театра, я могу сказать им спасибо (шучу конечно), мне дали роль Жениха в «Горько!» Зощенко.
— И там наступил какой-то проблеск, Александр Яковлевич увидел, надеюсь, что я что-то могу, что уже готов и начал потихоньку меня вводить в более крупные роли уже, но в основном я вводился в те роли, откуда ушли мои однокурсники. Но тут не только удача и фарт. Были люди, которые в меня не верили, и говорили мне не заниматься этой профессией, это меня очень подстегнуло, это было на втором курсе. Я подумал, что этого не может быть. И благодаря этим людям я начал усиленней работать и идти к этой цели и до сих пор это меня подстегивает.
— Кого в театре вы считаете своим наставником?
— Главный человек в моей жизни, начиная с 2006 года, это конечно же Александр Яковлевич Славутский. Потому, что если бы не Славутский, который дал мне шанс, то вообще бы ничего не получилось.
— В текущем репертуаре театра 36 спектаклей, вы заняты в 27 из них. На сцене вы практически каждый день. Скажите, бывают такие дни, когда вам не хочется выходить на сцену, и как вы себя настраиваете на ту или иную роль?
— Очень хороший вопрос. Я об этом очень много думал, думаю и буду всегда думать. Интересный вопрос в том, что у каждого артиста наступает периодически момент выгорания. Это в любой профессии происходит, я считаю, особенно в такой эмоционально-затратной, как артист. Наступает момент выгорания. И очень сложно в тот момент настроиться.
— У меня процесс очень просто происходит, у меня часто бывает такое, что сажусь и настолько внутренняя усталость, не физическая. Потому что в любом случае, когда ты выходишь на сцену, ты отдаешь энергию и кусочек какой-то получаешь. Но бывают такие моменты, когда ты отдаешь энергию, а зритель тебе не отдает. Это тоже бывает. Зритель всегда разный. И он может только забирать. И тогда, если несколько дней подряд ты начинаешь только отдавать, и наступает момент выгорания, депрессия.
— Я смотрю в зеркало на свое загримированное лицо и даже не говоря ничего, я начинаю осознавать и понимать, для чего мне выходить на сцену. Когда я это осознаю, для чего выходить на сцену, и что я хочу сказать в своей роли, тогда становится легче. Буквально недавно произошел очень трогательный момент. Хочу об этом рассказать.
— В новогодние праздники после одного из спектаклей ко мне подошла зрительница, протянула мне букет цветов, я взял ее за руку поблагодарить, и я понял в моменте, что она не отдает мне руку мою. Это было очень интересно. Я смотрю ей в глаза, она смотрит мне в глаза, благодарит, но не отпускает руку. В этот момент я понял, что если она искренна в этом, то я понимаю, ради чего хочется работать. Это очень мило.
— И буквально через несколько дней на другом спектакле уже подходит другая зрительница, дарит мне подарочек новогодний и долго-долго шепчет мне на ухо благодарности. И тоже мне ёкнуло, я понимаю, что человек скорее всего искренне это говорит.
— И поэтому, когда процесс выгорания начинается, я останавливаюсь, задумываюсь, ради чего я выхожу на сцену, для себя на этот вопрос отвечаю и иду. Но самое страшное в этой профессии не настроиться на определенный спектакль и пройти момент выгорания, а превратить творчество в работу. Вот это самое главное.
— Нельзя относиться к профессии артиста и к спектаклям как к работе. Это для меня самое важное. Потому что даже если ты устал, даже если тебе тяжело, бывают такие моменты у всех, ни в коем случае нельзя превращать процесс в работу, в рутину. Потому что это уже получается не творчество. И это будет видно. Нельзя во время спектакля думать, что побыстрее бы все это закончилось.
— А как после спектакля прийти в себя, войти в свой привычный образ?
— Это тоже очень интересный вопрос, потому что есть определенные спектакли, послевкусие от которых может оставаться всю ночь. А есть такие спектакли, где ты сыграл и забыл, все. И это плюс еще определенное настроение должно быть. Но в принципе главное, чтобы это не превращалось в рутину. Это самое страшное.
— Как в таком количестве ролей не потерять себя?
— Это самое сложное. Но вообще, я считаю, что это магия театра такая, чем театр отличается от кино. Я положительно отношусь к кино, но я бы не хотел сниматься. Потому что, я считаю, театр более живой. А для меня живое, это всегда лучше чем консервы. Александр Яковлевич даже говорил когда-то, что кино — это консервы. Я тоже так считаю. Ты сделал и все. И ты можешь после законсервированного продукта делать, что хочешь — можешь даже профессию поменять. Но оно останется. А в театре, чем он интересен, тем, что это живое, каждый раз по-разному. Каждый спектакль ты играешь по-разному. Потому что это зависит от зрителя, от настроения, от того, какой это по счету спектакль за неделю, все это накладывается и этим и интересно.
— В моменты болезни сцена лечит?
— Сцена абсолютно лечит, с этим я солидарен, не знаю, кто это сказал. Но сцена всегда лечит. Даже при температуре, или кашле, ты выходишь на сцену, и на период спектакля ты об этом забываешь.
— Алексей, в одном из интервью, вы сказали, что вам интересны роли на сопротивление. Одна из таких — Сергей Павлович Голубков в «Беге» Михаила Булгакова. Потому что, цитирую: «Там совсем не я». Расскажите, есть ли такие роли, в которых напротив ваш персонаж — это вы, ваше отражение?
— Во всем, что я сыграл к этому моменту — меня конечно же нет. Но во всех ролях есть какие-то элементы характера от меня. Есть роли, которые мне приятнее играть. Это более легкие, комедийные роли, например, Никанор Иванович Анучкин в «Женитьбе», Абрамчик в «Квадратуре круга», Жених в «Горько!», где острее выявляется характерность, как артиста. Чем импульсивнее роль, тем интереснее играть.
— Мне не интересны роли любовно-лирических героев. Слава богу, я характерный артист. Я всегда вспоминаю момент, когда мы общались с режиссером, который поставил спектакль «Дон Жуан» — Григорием Исааковичем Дитятковским, когда он проводил со всеми артистами собеседование, он спросил меня, какую роль я бы хотел сыграть. Я сказал, что хочу сыграть такую роль, чтоб выйти, сыграть, и чтобы все запомнили, не важно, даже, какой объем у этой роли. И мне дали роль Пьеро, и я люблю такие роли, потому что такие роли запоминаются.
— Мне очень нравится роль Кристофера Рена в «Мышеловке», потому что это одна из первых моих крупных ролей. Я очень бережно к ней отношусь.
— Алексей, как вы думаете, в чем магия театра, и почему современный зритель ходит в театр?
— Театр — это живой организм. И человек, идя в театр, хочет увидеть какое-то отражение самого себя. Один человек сказал однажды, что если самое главное для артиста или режиссера — это когда приходящий в зал зритель с разными профессиями, с разным социальным статусом, с разными жизненными проблемами, с разным настроением, в определенный момент спектакля, испытывает одну и ту же эмоцию, тогда для артиста это самое лучшая благодарность, в этом и заключается магия театра. В том, что независимо от того, в каком ты настроении, с работы ли ты пришел или из школы, или трагедия какая-то в жизни, или наоборот счастливый момент в жизни, и ты с рядом сидящим человеком испытываешь единение через смех или слезы.
— Человеку страшно быть одиноким. Наверное это самое тяжелое в жизни человека. А в театре люди вместе. Вместе со зрителями, такими же как ты, с артистами, которые такие же как ты. Ведь почему зритель на каких-то моментах смеется или плачет, потому что это откликается у него в душе, значит у него какие-то ассоциации с этим есть. Если бы этого не было, то зритель не смеялся бы и не плакал, и не аплодировал.
— Трудно описать словами эту магию, но она существует. Это энергетика какая-то определенная. Я человек не суеверный, но есть такое, что на определенных спектаклях ты получаешь заряд от зрителя. Сначала энергетику отдаешь, потом получаешь ее, это удивительно. Этим и прекрасна профессия артиста театра, в отличие от кино. В кино как артист ты не получишь эту энергетику от зрителя, а в театре получаешь и это замечательно.
— Что такое театр именно для вас?
— Я думаю, что театр для меня — это попытка быть самим собой. Это очень сложный вопрос и очень сложно на него ответить. Очень будет наивно говорить, что театр — это жизнь, или жизнь — это театр. Все это пустые слова. Это очень глубокий вопрос. Потому что я всю свою жизнь посвящаю именно театру. Для меня это очень важный аспект моей жизни.
— Любите ли вы гастроли? Расскажите про недавние гастроли в Минске: как вас приняли зрители, и чем запомнился город?
— Алексей, у вас большая армия поклонников, вас очень любит не только взрослая аудитория, но и дети. Расскажите, как вы реагируете на проявления их любви?
— Я очень рад, что вы сказали про армию поклонников, мне очень лестно. Я чувствую благодарность зрителя всегда. Это не значит, что мне подарили цветы… Не только в этом заключается благодарность. Вообще я чувствую эту положительную энергетику в отношении себя, чувствую аплодисменты именно мне, это очень приятно. Я очень люблю поклонников и многие пишут, восхищаются. Не буду лукавить, я очень самокритичен, несмотря на то, что я люблю очень себя как артиста, но я очень критически к себе отношусь, поэтому каждая благодарность, каждое сообщение для меня очень ценны. Бывали и пожелания плохого, с этим я тоже сталкивался.
— Обращаете ли вы внимание на постоянных зрителей в зале? И что вы чувствуете, когда видите их?
— К сожалению, у меня зрение плохое. Поэтому я многих людей, которые часто приходят в театр не вижу, но чувствую. Это определенно. Порой пишут после спектакля какие-то хорошие слова, а я отвечаю, что я чувствовал, что вы здесь на этом спектакле, и это очень приятно.
— У артистов есть такое понятие, как «Зеленый спектакль», когда происходят какие-то розыгрыши на прямо на сцене. Расскажите о таких случаях.
— «Зеленых спектаклей» у нас конечно нет. Потому что, на мой взгляд, это не правильно. Но есть какие-то курьезные случаи, смешные, например, когда я играл роль Сына кондитера в спектакле «Пыль в глаза» лет 8-10 назад. По роли дядя у меня дарит апельсиновые деревья. И как-то в новогодние праздники я взял с собой настоящий мандарин и вручил его исполнителю роли Маленжара и мы ели мандарин. Или вот на последнем спектакле «Пять вечеров» в сцене с апельсинами я положил настоящий апельсин. Это такие милые моменты в спектаклях, я не могу сказать, что это «Зеленый спектакль».
— А однажды у меня был такой момент, что я полностью забыл свой текст. Это был для меня наверное самый страшный момент в работе. Я вышел на сцену в спектакле «Лес» Островского, самая первая сцена, еще до открытия занавеса, я вышел и понял, что я вообще ничего не помню, просто белый лист. А артистка, которая со мной в паре играла, она не могла мне помочь, потому что от меня должны были исходить первые слова.
— Я ходил по кругу, по сценическому времени где-то секунд 40-45, это очень много. Я ходил, ходил… У меня больше развита зрительная память, поэтому когда я что-то вдруг неожиданно забываю, то я перед собой представляю текст на бумажке и начинаю глазами искать. Таким же способом я открыл текст, вспомнил процесс репетиций, и просто случайно слово какое-то нашел, зацепился за него и вырулил. Но это было очень страшно, я не знал, что мне делать. Это был единственный раз, который запомнился навсегда.
— Алексей, вы активно развиваете свой телеграм-канал, в котором радуете подписчиков забавными видеозаписями и вопросами-опросами. Скажите, кто придумывает сценарии к видео?
— Забавный вопрос, потому что я не думал, что мой телеграм-канал привлечет столько внимания. Мне это очень лестно. Конечно же я все делаю сам. Потому что это мой личный телеграм-канал. Все сочиняю я сам. Мои коллеги любимые, мои друзья всегда готовы прийти на помощь и всегда соглашаются со мной участвовать во всяких экспериментах. Плюс это отдушина какая-то, я таким способом отдыхаю, самовыражаюсь. Не считаю, что это выглядит пошло. Достаточно лаконично, весело, смешно. Я люблю юмор зрителю дарить, а не грусть. Поэтому буду и дальше развивать это направление.
— Смотрели ли вы нашумевший сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»? Каково ваше мнение о нем?
— После такого пиара, который произвели создатели сериала, я посмотрел. На мой взгляд, обычный среднестатистический сериал, такой же как и все, ничего особенного в нем нет. И то, что кричали вначале, что его должны запретить, что это пропаганда ОПГ и бандитизма, я ничего такого не увидел. Романтизировано все. Сериал на один раз. Ничего такого в этом «Слове пацана» я не увидел. Самое интересное, что они очень правильно распиарили это сериал. Поэтому он получил такую широкую огласку. Именно из-за того, что кто-то пустил слух, что его надо запретить, не посмотрев все серии, например. А на самом деле, запрещать там, на мой чисто субъективный взгляд, абсолютно нечего. Жизнь в те года, я чуть-чуть застал, бывала и похуже и похлеще, и тяжелее, чем-то, что описано в этом сериале.
— Кем вы себя видите через 10 лет?
— Я вижу себя через 10 лет ведущим артистом Качаловского театра. Мне будет 46 лет, и я потихоньку буду начинать готовиться к своему юбилейному вечеру, к 50-летию, шучу конечно. Я вижу себя только в этом театре. И думаю, что это счастье. Счастье видеть себя в любимом театре, заниматься любимым делом и заниматься творчеством. Это одни из главных составляющих моей жизни.
— Какой суперспособностью вы бы хотели обладать?
— В детстве, хотя наверное и сейчас, как бы банально это ни звучало, я всегда мечтал перемещаться в пространстве. Я хотел какую-то машину иметь, где есть две кнопки — красная и зеленая. Нажимаешь на красную кнопку, начинаешь фантазировать, в каком месте ты хочешь оказаться, потом нажимаешь на красную кнопку и оказываешься там. А зеленая — это для возврата в предыдущее место. Это прям мечта, например, нажать кнопку и оказаться в Москве, нажать и вернуться обратно сюда. Или в антракте съездить домой. Хотел бы перемещаться в пространстве.
— Если бы можно было изменить одно событие из прошлого, что бы это было?
— Я очень часто задумываюсь об этом. И прихожу к выводу, что абсолютно ничего не не изменил, все идет так, как оно должно быть, и я считаю, что все идет правильно. Меня всегда окружали замечательные люди, удача всегда сопутствовала мне. Я не побоюсь это говорить и сглазить. Мне всегда сопутствует удача. А удача сопутствует всегда сильным людям, я считаю. Я не считаю себя слабым человеком. Я считаю себя целеустремленным, не ленивым, трудолюбивым, любящим свою профессию и творчество. И для меня это самое главное, чтобы зритель когда приходит на спектакль, он получал массу удовольствия от моей игры. Это для меня очень важно. Потому что единственный для кого я играю, это для зрителя.
— Что бы вы сказали маленькому Алексею Захарову?
—Считаете ли вы себя талантливым артистом?
— Я часто думаю о том, что есть вообще талантливый артист, и что есть профессиональный артист. Есть ли разница между профессиональным артистом и талантливым артистом. И профессиональный артист и талантливый артист — это одно и то же или нет. Для меня это большой вопрос, который мучает меня. Я прихожу к тому выводу, что на самом деле профессиональным артистом может стать практически любой средний артист, который отучился в театральном институте, который набрался опыта, набрался мастерства и стал профессионалом.
— А талантливый артист, на мой взгляд, это немного другое. Потому что талантливый артист может только родиться талантливым, если никто его наверху там не поцеловал в лоб перед рождением и не сказал, что ты будешь талантливым, то он талантливым не станет. Талант очень тяжело заработать и сделать. Поэтому я не считаю себя талантливым скорее всего, как бы пафосно это ни звучало. Все-таки я наверное мастеровитый, профессиональный человек и профессионализм я свой заработал только из-за опыта.
Беседовала Наталья Левчук
Фото и видео: ТНВ, vk.com/teatrkachalov, личный архив Алексея Захарова
— Алексей, в одном из интервью вы сказали, что мечтали стать артистом с самого раннего детства. Расскажите, почему именно в эту сферу мечтали попасть? Как на это решение повлияли ваши родители, они творческие люди? Расскажите о них.
— Стремление быть артистом у меня было всегда. Это все началось, когда мне было четыре годика, меня повели на свадьбу в деревне, где жили бабушка с дедушкой. И мне мама рассказывала потом, что как-то скучно сидели, я вышел посередине избы, махнул рукой гармонисту и начал плясать. И вот тогда, наверное, произошел какой-то щелчок и у родителей, и может быть у меня, я плохо этот момент помню, что меня в творческую стезю нужно отдавать.
— Родители мои не творческие люди абсолютно. Мама повар, папа был слесарем на заводе «КАМАЗ» в Набережных Челнах. То есть абсолютно не творческие, но буквально лет 10 назад я узнал, что родственники мои по папиной линии творческие люди оказывается. В Чувашии один дядя у меня режиссер театра, а тетя — артистка. Поэтому творческие люди в родословной есть.
— В начальной школе я ходил в кукольный кружок, мы там ставили спектакли, мы выступали в воскресной школе в церквях на православные праздники. То есть я сначала кукольным театром занимался. Кстати, Александр Яковлевич Славутский (художественный руководитель КАРБДТ им. В. И. Качалова. — прим. ред.) тоже рассказывал нам, что тоже начинал заниматься в кукольном театре, паучка играл. Так что у нас есть что-то общее с Александром Яковлевичем. Потом у меня была театральная школа в Набережных Челнах, это уже в более сознательном возрасте.
— Алексей, в труппе Качаловского театра вы с 2008 года. Расскажите, как вы попали в это театр, с чего все начиналось?
— На самом деле, если быть честным, я не предполагал, что попаду в театр Качалова, я поступал в Москву в ГИТИС, не поступил. Вернулся в Набережные Челны, это был 2005 год. Работал в Молодежном центре ведущим праздников, даже несколько свадеб провел. Летом 2006 года я услышал, что набирает курс Александр Яковлевич Славутский в Казани в филиал московского ГИТИСа.
— Я поехал сюда и поступил. В итоге нас оказался 21 человек на курсе, а нужно было 20, кто-то был лишним, и лишним оказался я. Так сложились обстоятельства, что меня взяли, не думаю, что из жалости, но первоначально мне казалось так, что меня пожалели и дали шанс. Но я был взят вольнослушателем. Это означает, что у меня не было студенческого билета, не было зачетной книжки…
— Но в жизни очень важны везение и удача. И буквально в начале сентября я узнаю, что один человек ушел и я стал официальным студентом. Спустя 18 лет я на самом деле очень доволен тем, что не поступил в Москву. Осознание того, что в Москве мне делать было нечего, пришло давно. Не потому, что я не талантливый, не профессиональный, просто мне кажется, что в Москве таких, как я очень много, а я очень самовлюбленный человек, как и многие артисты. Без лукавства, каждый артист любит себя, от этого никуда не деться, это нормально, я считаю.
— И поэтому я очень люблю выигрывать, люблю побеждать. Во мне очень развито чувство самолюбия, я не могу проиграть. И если бы я поехал в Москву, то там одно из двух — или я вообще никто, или я кто-то, но это очень сложно в Москве. Поэтому, почти сразу, как я начал здесь обучаться, я осознал, что правильно жизнь распорядилась, что я все-таки в Казани.
— Алексей, расскажите, что поспособствовало вашему успеху, и какие первые роли вы исполнили в театре Качалова?
— Для артиста очень важны удача и фарт. Без этого вообще никуда. В 2006 году сначала мне повезло, что я стал студентом, потом я был последним студентом, кто ввелся в спектакли Качаловского театра. Все мои однокурсники уже играли большие и маленькие роли. Меня не вводили. Я считаю, что причина может быть в недоверии, или в том, что я уйду из театра. Не доверяли мне роль вплоть до 2008 года.
— В 2008 году мне наконец-то дали роль Обезьянки в «Айболите», наконец-то мне дали Студента в «Роковых яйцах», я был безумно рад. А когда меня ввели чуть позже в «Скрипача на крыше», в «Американскую шлюху», в «Пиковую даму» я был так горд, что просто танцевал «Скрипаче на крыше», или пел в «Американской шлюхе». Это настолько был для меня вау-эффект, что я даже не обращал внимание на тот момент, какая у меня роль. И потом опять благодаря фарту, удаче, благодаря моим однокурсникам, которые ушли из театра, я могу сказать им спасибо (шучу конечно), мне дали роль Жениха в «Горько!» Зощенко.
— И там наступил какой-то проблеск, Александр Яковлевич увидел, надеюсь, что я что-то могу, что уже готов и начал потихоньку меня вводить в более крупные роли уже, но в основном я вводился в те роли, откуда ушли мои однокурсники. Но тут не только удача и фарт. Были люди, которые в меня не верили, и говорили мне не заниматься этой профессией, это меня очень подстегнуло, это было на втором курсе. Я подумал, что этого не может быть. И благодаря этим людям я начал усиленней работать и идти к этой цели и до сих пор это меня подстегивает.
— Кого в театре вы считаете своим наставником?
— Главный человек в моей жизни, начиная с 2006 года, это конечно же Александр Яковлевич Славутский. Потому, что если бы не Славутский, который дал мне шанс, то вообще бы ничего не получилось.
— В текущем репертуаре театра 36 спектаклей, вы заняты в 27 из них. На сцене вы практически каждый день. Скажите, бывают такие дни, когда вам не хочется выходить на сцену, и как вы себя настраиваете на ту или иную роль?
— Очень хороший вопрос. Я об этом очень много думал, думаю и буду всегда думать. Интересный вопрос в том, что у каждого артиста наступает периодически момент выгорания. Это в любой профессии происходит, я считаю, особенно в такой эмоционально-затратной, как артист. Наступает момент выгорания. И очень сложно в тот момент настроиться.
— У меня процесс очень просто происходит, у меня часто бывает такое, что сажусь и настолько внутренняя усталость, не физическая. Потому что в любом случае, когда ты выходишь на сцену, ты отдаешь энергию и кусочек какой-то получаешь. Но бывают такие моменты, когда ты отдаешь энергию, а зритель тебе не отдает. Это тоже бывает. Зритель всегда разный. И он может только забирать. И тогда, если несколько дней подряд ты начинаешь только отдавать, и наступает момент выгорания, депрессия.
— Я смотрю в зеркало на свое загримированное лицо и даже не говоря ничего, я начинаю осознавать и понимать, для чего мне выходить на сцену. Когда я это осознаю, для чего выходить на сцену, и что я хочу сказать в своей роли, тогда становится легче. Буквально недавно произошел очень трогательный момент. Хочу об этом рассказать.
— В новогодние праздники после одного из спектаклей ко мне подошла зрительница, протянула мне букет цветов, я взял ее за руку поблагодарить, и я понял в моменте, что она не отдает мне руку мою. Это было очень интересно. Я смотрю ей в глаза, она смотрит мне в глаза, благодарит, но не отпускает руку. В этот момент я понял, что если она искренна в этом, то я понимаю, ради чего хочется работать. Это очень мило.
— И буквально через несколько дней на другом спектакле уже подходит другая зрительница, дарит мне подарочек новогодний и долго-долго шепчет мне на ухо благодарности. И тоже мне ёкнуло, я понимаю, что человек скорее всего искренне это говорит.
— И поэтому, когда процесс выгорания начинается, я останавливаюсь, задумываюсь, ради чего я выхожу на сцену, для себя на этот вопрос отвечаю и иду. Но самое страшное в этой профессии не настроиться на определенный спектакль и пройти момент выгорания, а превратить творчество в работу. Вот это самое главное.
— Нельзя относиться к профессии артиста и к спектаклям как к работе. Это для меня самое важное. Потому что даже если ты устал, даже если тебе тяжело, бывают такие моменты у всех, ни в коем случае нельзя превращать процесс в работу, в рутину. Потому что это уже получается не творчество. И это будет видно. Нельзя во время спектакля думать, что побыстрее бы все это закончилось.
— А как после спектакля прийти в себя, войти в свой привычный образ?
— Это тоже очень интересный вопрос, потому что есть определенные спектакли, послевкусие от которых может оставаться всю ночь. А есть такие спектакли, где ты сыграл и забыл, все. И это плюс еще определенное настроение должно быть. Но в принципе главное, чтобы это не превращалось в рутину. Это самое страшное.
— Как в таком количестве ролей не потерять себя?
— Это самое сложное. Но вообще, я считаю, что это магия театра такая, чем театр отличается от кино. Я положительно отношусь к кино, но я бы не хотел сниматься. Потому что, я считаю, театр более живой. А для меня живое, это всегда лучше чем консервы. Александр Яковлевич даже говорил когда-то, что кино — это консервы. Я тоже так считаю. Ты сделал и все. И ты можешь после законсервированного продукта делать, что хочешь — можешь даже профессию поменять. Но оно останется. А в театре, чем он интересен, тем, что это живое, каждый раз по-разному. Каждый спектакль ты играешь по-разному. Потому что это зависит от зрителя, от настроения, от того, какой это по счету спектакль за неделю, все это накладывается и этим и интересно.
— В моменты болезни сцена лечит?
— Сцена абсолютно лечит, с этим я солидарен, не знаю, кто это сказал. Но сцена всегда лечит. Даже при температуре, или кашле, ты выходишь на сцену, и на период спектакля ты об этом забываешь.
— Алексей, в одном из интервью, вы сказали, что вам интересны роли на сопротивление. Одна из таких — Сергей Павлович Голубков в «Беге» Михаила Булгакова. Потому что, цитирую: «Там совсем не я». Расскажите, есть ли такие роли, в которых напротив ваш персонаж — это вы, ваше отражение?
— Во всем, что я сыграл к этому моменту — меня конечно же нет. Но во всех ролях есть какие-то элементы характера от меня. Есть роли, которые мне приятнее играть. Это более легкие, комедийные роли, например, Никанор Иванович Анучкин в «Женитьбе», Абрамчик в «Квадратуре круга», Жених в «Горько!», где острее выявляется характерность, как артиста. Чем импульсивнее роль, тем интереснее играть.
— Мне не интересны роли любовно-лирических героев. Слава богу, я характерный артист. Я всегда вспоминаю момент, когда мы общались с режиссером, который поставил спектакль «Дон Жуан» — Григорием Исааковичем Дитятковским, когда он проводил со всеми артистами собеседование, он спросил меня, какую роль я бы хотел сыграть. Я сказал, что хочу сыграть такую роль, чтоб выйти, сыграть, и чтобы все запомнили, не важно, даже, какой объем у этой роли. И мне дали роль Пьеро, и я люблю такие роли, потому что такие роли запоминаются.
— Мне очень нравится роль Кристофера Рена в «Мышеловке», потому что это одна из первых моих крупных ролей. Я очень бережно к ней отношусь.
— Алексей, как вы думаете, в чем магия театра, и почему современный зритель ходит в театр?
— Театр — это живой организм. И человек, идя в театр, хочет увидеть какое-то отражение самого себя. Один человек сказал однажды, что если самое главное для артиста или режиссера — это когда приходящий в зал зритель с разными профессиями, с разным социальным статусом, с разными жизненными проблемами, с разным настроением, в определенный момент спектакля, испытывает одну и ту же эмоцию, тогда для артиста это самое лучшая благодарность, в этом и заключается магия театра. В том, что независимо от того, в каком ты настроении, с работы ли ты пришел или из школы, или трагедия какая-то в жизни, или наоборот счастливый момент в жизни, и ты с рядом сидящим человеком испытываешь единение через смех или слезы.
— Человеку страшно быть одиноким. Наверное это самое тяжелое в жизни человека. А в театре люди вместе. Вместе со зрителями, такими же как ты, с артистами, которые такие же как ты. Ведь почему зритель на каких-то моментах смеется или плачет, потому что это откликается у него в душе, значит у него какие-то ассоциации с этим есть. Если бы этого не было, то зритель не смеялся бы и не плакал, и не аплодировал.
— Трудно описать словами эту магию, но она существует. Это энергетика какая-то определенная. Я человек не суеверный, но есть такое, что на определенных спектаклях ты получаешь заряд от зрителя. Сначала энергетику отдаешь, потом получаешь ее, это удивительно. Этим и прекрасна профессия артиста театра, в отличие от кино. В кино как артист ты не получишь эту энергетику от зрителя, а в театре получаешь и это замечательно.
— Что такое театр именно для вас?
— Я думаю, что театр для меня — это попытка быть самим собой. Это очень сложный вопрос и очень сложно на него ответить. Очень будет наивно говорить, что театр — это жизнь, или жизнь — это театр. Все это пустые слова. Это очень глубокий вопрос. Потому что я всю свою жизнь посвящаю именно театру. Для меня это очень важный аспект моей жизни.
— Любите ли вы гастроли? Расскажите про недавние гастроли в Минске: как вас приняли зрители, и чем запомнился город?
— Алексей, у вас большая армия поклонников, вас очень любит не только взрослая аудитория, но и дети. Расскажите, как вы реагируете на проявления их любви?
— Я очень рад, что вы сказали про армию поклонников, мне очень лестно. Я чувствую благодарность зрителя всегда. Это не значит, что мне подарили цветы… Не только в этом заключается благодарность. Вообще я чувствую эту положительную энергетику в отношении себя, чувствую аплодисменты именно мне, это очень приятно. Я очень люблю поклонников и многие пишут, восхищаются. Не буду лукавить, я очень самокритичен, несмотря на то, что я люблю очень себя как артиста, но я очень критически к себе отношусь, поэтому каждая благодарность, каждое сообщение для меня очень ценны. Бывали и пожелания плохого, с этим я тоже сталкивался.
— Обращаете ли вы внимание на постоянных зрителей в зале? И что вы чувствуете, когда видите их?
— К сожалению, у меня зрение плохое. Поэтому я многих людей, которые часто приходят в театр не вижу, но чувствую. Это определенно. Порой пишут после спектакля какие-то хорошие слова, а я отвечаю, что я чувствовал, что вы здесь на этом спектакле, и это очень приятно.
— У артистов есть такое понятие, как «Зеленый спектакль», когда происходят какие-то розыгрыши на прямо на сцене. Расскажите о таких случаях.
— «Зеленых спектаклей» у нас конечно нет. Потому что, на мой взгляд, это не правильно. Но есть какие-то курьезные случаи, смешные, например, когда я играл роль Сына кондитера в спектакле «Пыль в глаза» лет 8-10 назад. По роли дядя у меня дарит апельсиновые деревья. И как-то в новогодние праздники я взял с собой настоящий мандарин и вручил его исполнителю роли Маленжара и мы ели мандарин. Или вот на последнем спектакле «Пять вечеров» в сцене с апельсинами я положил настоящий апельсин. Это такие милые моменты в спектаклях, я не могу сказать, что это «Зеленый спектакль».
— А однажды у меня был такой момент, что я полностью забыл свой текст. Это был для меня наверное самый страшный момент в работе. Я вышел на сцену в спектакле «Лес» Островского, самая первая сцена, еще до открытия занавеса, я вышел и понял, что я вообще ничего не помню, просто белый лист. А артистка, которая со мной в паре играла, она не могла мне помочь, потому что от меня должны были исходить первые слова.
— Я ходил по кругу, по сценическому времени где-то секунд 40-45, это очень много. Я ходил, ходил… У меня больше развита зрительная память, поэтому когда я что-то вдруг неожиданно забываю, то я перед собой представляю текст на бумажке и начинаю глазами искать. Таким же способом я открыл текст, вспомнил процесс репетиций, и просто случайно слово какое-то нашел, зацепился за него и вырулил. Но это было очень страшно, я не знал, что мне делать. Это был единственный раз, который запомнился навсегда.
— Алексей, вы активно развиваете свой телеграм-канал, в котором радуете подписчиков забавными видеозаписями и вопросами-опросами. Скажите, кто придумывает сценарии к видео?
— Забавный вопрос, потому что я не думал, что мой телеграм-канал привлечет столько внимания. Мне это очень лестно. Конечно же я все делаю сам. Потому что это мой личный телеграм-канал. Все сочиняю я сам. Мои коллеги любимые, мои друзья всегда готовы прийти на помощь и всегда соглашаются со мной участвовать во всяких экспериментах. Плюс это отдушина какая-то, я таким способом отдыхаю, самовыражаюсь. Не считаю, что это выглядит пошло. Достаточно лаконично, весело, смешно. Я люблю юмор зрителю дарить, а не грусть. Поэтому буду и дальше развивать это направление.
— Смотрели ли вы нашумевший сериал «Слово пацана. Кровь на асфальте»? Каково ваше мнение о нем?
— После такого пиара, который произвели создатели сериала, я посмотрел. На мой взгляд, обычный среднестатистический сериал, такой же как и все, ничего особенного в нем нет. И то, что кричали вначале, что его должны запретить, что это пропаганда ОПГ и бандитизма, я ничего такого не увидел. Романтизировано все. Сериал на один раз. Ничего такого в этом «Слове пацана» я не увидел. Самое интересное, что они очень правильно распиарили это сериал. Поэтому он получил такую широкую огласку. Именно из-за того, что кто-то пустил слух, что его надо запретить, не посмотрев все серии, например. А на самом деле, запрещать там, на мой чисто субъективный взгляд, абсолютно нечего. Жизнь в те года, я чуть-чуть застал, бывала и похуже и похлеще, и тяжелее, чем-то, что описано в этом сериале.
— Кем вы себя видите через 10 лет?
— Я вижу себя через 10 лет ведущим артистом Качаловского театра. Мне будет 46 лет, и я потихоньку буду начинать готовиться к своему юбилейному вечеру, к 50-летию, шучу конечно. Я вижу себя только в этом театре. И думаю, что это счастье. Счастье видеть себя в любимом театре, заниматься любимым делом и заниматься творчеством. Это одни из главных составляющих моей жизни.
— Какой суперспособностью вы бы хотели обладать?
— В детстве, хотя наверное и сейчас, как бы банально это ни звучало, я всегда мечтал перемещаться в пространстве. Я хотел какую-то машину иметь, где есть две кнопки — красная и зеленая. Нажимаешь на красную кнопку, начинаешь фантазировать, в каком месте ты хочешь оказаться, потом нажимаешь на красную кнопку и оказываешься там. А зеленая — это для возврата в предыдущее место. Это прям мечта, например, нажать кнопку и оказаться в Москве, нажать и вернуться обратно сюда. Или в антракте съездить домой. Хотел бы перемещаться в пространстве.
— Если бы можно было изменить одно событие из прошлого, что бы это было?
— Я очень часто задумываюсь об этом. И прихожу к выводу, что абсолютно ничего не не изменил, все идет так, как оно должно быть, и я считаю, что все идет правильно. Меня всегда окружали замечательные люди, удача всегда сопутствовала мне. Я не побоюсь это говорить и сглазить. Мне всегда сопутствует удача. А удача сопутствует всегда сильным людям, я считаю. Я не считаю себя слабым человеком. Я считаю себя целеустремленным, не ленивым, трудолюбивым, любящим свою профессию и творчество. И для меня это самое главное, чтобы зритель когда приходит на спектакль, он получал массу удовольствия от моей игры. Это для меня очень важно. Потому что единственный для кого я играю, это для зрителя.
— Что бы вы сказали маленькому Алексею Захарову?
—Считаете ли вы себя талантливым артистом?
— Я часто думаю о том, что есть вообще талантливый артист, и что есть профессиональный артист. Есть ли разница между профессиональным артистом и талантливым артистом. И профессиональный артист и талантливый артист — это одно и то же или нет. Для меня это большой вопрос, который мучает меня. Я прихожу к тому выводу, что на самом деле профессиональным артистом может стать практически любой средний артист, который отучился в театральном институте, который набрался опыта, набрался мастерства и стал профессионалом.
— А талантливый артист, на мой взгляд, это немного другое. Потому что талантливый артист может только родиться талантливым, если никто его наверху там не поцеловал в лоб перед рождением и не сказал, что ты будешь талантливым, то он талантливым не станет. Талант очень тяжело заработать и сделать. Поэтому я не считаю себя талантливым скорее всего, как бы пафосно это ни звучало. Все-таки я наверное мастеровитый, профессиональный человек и профессионализм я свой заработал только из-за опыта.
Беседовала Наталья Левчук
Фото и видео: ТНВ, vk.com/teatrkachalov, личный архив Алексея Захарова
Поделиться
Комментарии 0