Онлайн трансляция

Свернуть

«У татар не было амфитеатров, а на Сабантуе они есть»: Завгарова про современный «зрелищный» контент

«У татар не было амфитеатров, а на Сабантуе они есть»: Завгарова про современный «зрелищный» контент

https://tnv.ru

18 августа 2025, 17:30

79

0

«У татар не было амфитеатров, а на Сабантуе они есть»: Завгарова про современный «зрелищный» контент

Тем Сабантуем, которым мы его сейчас знаем, праздник стал в 60-е годы прошлого столетия. Его стали проводить в конце июня, в день летнего солнцестояния. В процессе суверенизации Минтимер Шарипович Шаймиев в 90-е годы стал возрождать забытое звание Батыра — главного силача, победители стали получать призы, например, за первое место стали давать машину марки «Жигули».

И уже после этого понемногу стали появляться договорные состязания — появились элементы зрелища, постройки в виде амфитеатров, удобные скамейки для зрителей.

О том, как капитализация изменила традиционный праздник и каким его запомнят «миллениалы» и «зумеры» в интервью Ильзире Юзаевой в программе «7 дней +» рассказала кандидат филологических наук, заслуженный деятель искусств РТ, известный фольклорист Фанзиля Завгарова.

— Все зрители садятся на скамейки, ждут, какие певцы выйдут выступать перед соревнованиями?

— Все так. Нас в семье пять сестер и одна из нас всегда знает, в какой деревни какой певец будет выступать.

— А ведь их еще и заказывают, специально привозят на праздник?

— Конечно! Сестра с мужем к 11 утра уже сходили на первое выступление, к 13 часам пошли на другое, в итоге за день в 10 деревнях увидели 10 выступлений разных артистов.


 — Но ведь это уже не Сабантуй?

— Конечно, нет. Я вижу выход здесь выход только в одном — нам необходимо сохранять основные сабантуйные соревнования. Они очень интересные! Они обязательно должны проводиться и вести их должен ведущий на уровне Дмитрия Нагиева.

 — Только татарского Нагиева, своего?

— Да, у нас их несколько. Например, Жавит Шакиров. Как он ведет борьбу! Он же общается, поднимает их дух. Все эти соревнования не так просто появились. Они дошли до нас с древнейших кочевых времен. Это была целая система формирования бойцов, защитников, воинов. Например, почему именно столб? В кочевые времена на территории республики были сплошные степи. И у каждого рода были наготове костры для обороны, который в случае опасности нужно было срочно поджигать, чтобы пошел дым как сигнал, что враг рядом. И нужен был человек, который мог бы подняться по столбу, чтобы оповестить всех, что опасность отступила. Этот способ был хорош тем, что в солнечный день видимость была более 50 километров, а пока ты добежишь на конях для оповещения, сколько часов пройдет? Но для того чтобы залезать быстро на столб нужен был самый лучший, именно поэтому даже дети с ранних лет тренировались подниматься вверх по нему.

— Мир тюрков — мир крепостей, все сидели за крепостью, и надо было их брать даже в темноту. Тогда еще были и камнеметы, и войнам нужно было поднять их, чтобы запустить во врага. То есть своих воинов и защитников готовили именно на Сабантуе. И если мы именно эти состязания возродим и на казанских и республиканских сабантуях, то от каждого района, города республики будет по несколько победителей, что будут уже защищать честь своей земли.

— Это можно транслировать по телевидению, а дальше этот человек — главный победитель, будет участвовать в мероприятиях с детьми, например, что-то им дарить и общаться. И если делать упор не на зрелище, где сейчас и сценаристы берутся за ведение соревнований, то будет нечто уже традиционное, ведь сейчас это ни про татар, ни про что-либо. Те же амфитеатры — ведь не было их у татар. Сейчас есть четкое деление, кто где сидит — эти люди здесь, а свита — вот здесь.


 — И всех на одну площадь пригласить?

— Я бы не сказала, что на одну. Мы сейчас живем в таком мире, где мы за все боимся. Я помню свое детство, все было безопаснее, но и такого количества народу не было на мероприятиях. Если мы за этими зрелищами, артистами забудем о самом Сабантуе, то мы ничего ждать от него не будем. Как рассказывал Владимир Путин, когда его мама видела какой-то беспорядок, говорила: «Что вы тут за Сабантуй мне устроили?». И это ведь ходовое понятие и появилось оно непросто так. Я сама помню, как в 1970-х годах Сабантуй без драк не проходил.

 — Даже такое было?

— Конечно, деревня на деревню дрались! Батыры всех сел сходились в драке. И с этой точки зрения у нас порядок уже лет 15 — спиртное не продают, есть хорошие тенденции, но туда бы еще добавить внимание на эти состязания. Чтобы было отличие, чем отличается пролог Сабантуя от пролога Универсиады? Ведь все то же самое — сочинен сценарий, все сидят и смотрят на самопрезентацию. Куда все идут на Сабантуе? Кто-то к шашлыкам, кто-то к друзьям.

— А как у других народов с их традиционными праздниками? Они смогли сохранить традиции? Например, Гырон Быдтон, Питрау, Уяв. Кажется, что они все похожи на Сабантуй.

—Да, ведь это идеологический инструмент, доказывающий, что в Татарстане все гармонизировано, что мы уделяем огромное внимание нашим праздникам. Но есть Гырон Быдтон, который празднуется в деревнях, как и Сабантуй, свой собственный, в наших деревнях. С точки зрения гармонизации межнациональных отношений — это хорошо, а с точки зрения сохранения нематериального культурного наследия это уже урон. Ведь от Гырон Быдтона тоже ничего не осталось, это некий фестиваль, в отличие от Сабантуя. Караван — это фестиваль русской культуры и народной, и современной, а Гырон Быдтон — это фестиваль по своей форме и содержанию, фестиваль удмуртской народной культуры.

— А каким с исторической точки зрения должен быть Гырон Быдтон?

— У этого праздника свой пласт, совершенно другой. Например, Питрау проводился только до 12 июля, а сейчас его проводят и 15-го, и 16-го.



 — То есть дата тоже имела значение?

—Это был запрет, бабушки-кряшенки рассказывали, что их буквально запирали в погребе после праздника, ведь все летние игрища заканчивались. Иначе нарушался природный баланс.

— А что мы оставим в летописи о своих праздниках будущим поколениям?

— Эта летопись уже пишется. На Питрау, например, 70 000 человек приходило. Среди них были дети и подростки, а они ведь другого Питрау и не видели, и именно этот праздник для них традиционный. В быту черновиков нет, поэтому Сабантуй какой есть на первую четверть XXI века, такой в умах поколения и останется. Они будут ругать новый вид Сабантуя через 25 лет: «вот в наше время был Сабантуй — и президенты приходили, и гости были, амфитеатры были! Как это у татар не было амфитеатров? Были же!» И вот этот Сабантуй у современного поколения именно такой — с самолетами, с цветным дымом, парашютистами с флагами. Мне очень нравится состязание Аударыш, за что снова скажу спасибо Фариду Набиуллину.

 — У этого соревнования есть исторический контекст. Получается, Фарид Набиуллин возродил его?

— Да, но он не один это сделал. Тюркский мир утратил эти состязания после утраты государственности, и лошадей было очень мало. Они появились в екатерининские времена, когда раздавались пахотные поля на юго-востоке, но эти лошади были уже другими, и было их не так много. Скачек было мало, да и кормить лошадь было нужно, а почва за Казанью не такая плодородная, не каждый мог прокормить. А во второй половине XIX века, когда уже появились первые предприниматели, которые держали магазины, мастерские — они уже стали «спонсорами» этих праздников и соревнований.


 — Но ведь даже спустя века в крови ведь все осталось? Любовь к лошадям, например.

—И не только это. Почему сейчас Сабантуй стараются проводить в деревнях? Это связано с предпринимателями, бизнесменами, которые хотят в своей родной деревне провести праздник. Не всегда получается его провести в указанные дни, поэтому его делают то в «Чишмэ бэйрэме», то в день «Авыл жирлеге», и в 99% это Сабантуй, который им хочется — с артистами, выступлениями. Ведь где еще сельский человек, особенно бабушки и дедушки, увидит такое?

 — То есть то, о чем мы говорили, зов крови — он есть?

— Всем хочется отпраздновать Сабантуй. Почему в регионах его делают? Причем с удовольствием. Инициатива ведь от местных исходит, от исполкома Всемирного конгресса татар. Ведь где татарин, там и Сабантуй, он без этого не может, ему нужно заявить о себе. Такие праздники в регионах проводят только татары, где по 10 000 человек и кого только нет! Это говорит о том, что мы сильные и нас уважают. Приятно, конечно, мне нравится, что Рустам Нургалиевич [Минниханов] ездит на Сабантуи по всем регионам, участвует, решает какие-то вопросы татарского населения там, куда он приехал. Как правило, это школы, дополнительные классы, ремонт дорог.

Читайте новости в нашем Telegram и Дзен.



Комментарии 0

Аватар