Онлайн трансляция

Свернуть

Ильзира Юзаева: «Считаю, что татарский – это не язык песен и плясок, а язык многовековой истории»

Ильзира Юзаева: «Считаю, что татарский – это не язык песен и плясок, а язык многовековой истории»

https://tnv.ru

06 Октября 2019, 11:00

431

0

Автор сценария, режиссер и редактор специальных проектов на ТНВ Ильзира Юзаева, рассказала о проекте «Ватандашлар», и о том, что документальное кино на татарском языке может быть конкурентоспособным.

Ильзира Юзаева: «Считаю, что татарский – это не язык песен и плясок, а язык многовековой истории»
В наши дни, когда интервьеров стало так много, а героев еще больше, корреспондент и сценарист Ильзира Юзаева рассказывает о том, как можно вывести человека на откровенный разговор и раскрыть его с иной стороны, и как в современном мире один человек способен отвечать за все составляющие в процессе съемок.

- Расскажите о своем проекте «Ватандашлар».

- «Ватандашлар» (соотечественники) - это не просто цикл документальных фильмов о жизни и творчестве знаменитых людей. «Ватандашлар» - это судьба человека в истории. И сама история в судьбе отдельной личности. В фильмах тесно переплетаются главные события в истории Татарстана и России с жизнью наших героев. Вот всего несколько примеров. В 1957 году в Москве на гастролях побывал татарский драматический театр. Тогда татарские спектакли произвели в Москве, так сказать в центре российской культуры, самый настоящий фурор. Возможно, именно это событие стало знаковым в истории татарского театра. Возможно, благодаря именно этому событию миру были открыты новые имена татарского сценического искусства, так как именно на этом чувстве национальной гордости, на чувстве патриотизма, выросла целая плеяда Камаловских артистов, о которых мы делали наше документальное кино. Или, к примеру, в конце 50ых годов, во времена строительства нового города нефтяников, нужны были педагогические кадры – учителя, врачи, и даже музыканты. Так вот первую музыкальную школу в Альметьевске организовал знаменитый композитор Масгут Имашев. И таких примеров масса. Так вот наша цель – показать человека в истории, и что немаловажно саму историю через судьбу человека.

Эта идея возникла, кстати, совсем неслучайно. Дело в том, что все наши герои – люди известные. И про них, снято огромное количество разных фильмов. Но мне захотелось найти именно то, чего не было в этих фильмах. Мне всегда хочется своего героя узнать с чистого листа. Потому что все, что говорили о нем ранее, это все субъективные оценки. И наши фильмы в том числе. Потому я никогда не ориентируюсь на информацию из Википедии или других открытых источников. Мне нравится узнавать человека заново. Он как-бы открывается для меня по-новому. Но «Ватандашлар» - это не лирическая песня о герое. В наших фильмах не будут читать стихи того или иного знаменитого поэта, пересказывать содержание его произведения или делать анализ его творчеству. Как я уже сказала ранее, таких фильмов у нас более чем достаточно. Я считаю, что главная цель «Ватандашлар» - это не навязывать, а пробудить интерес. Чтобы после просмотра фильма о сложной или же уникальной, удивительной судьбе человека – не поэта, не писателя, а именно человека, зритель захотел сам узнать, а что же такого интересного написал, создал этот герой.

Вообще я считаю, что наш сборник циклов документальных фильмов «Ватандашлар» должен быть в каждой школе. Чтобы это стало настоящим педагогическим пособием. До того, как дети начнут изучать, к примеру, Гарая Рахима или Рината Хариса, они могли увидеть его воочию, узнать какими мыслями и идеями живет автор.



- Как сделать так, чтобы собеседник раскрылся во время интервью?

- Самое сложное – это вывести человека на откровенный разговор. Многие публичные люди очень закрыты. Им не хотелось бы афишировать свою личную жизнь, свои переживания. Но тут как говорится нужно мастерство или талант, чтобы разговорить, и расположить к себе человека. Когда я беру интервью, я никогда «не возвышаюсь» над своим героем или же наоборот, учитывая их статус и авторитет, не стараюсь вести себя приниженно. Мы с моими героями наравне. И вы знаете, это работает. Мои коллеги всегда удивляются, почему они у тебя все плачут? Все это потому, что когда долго с глазу на глаз беседуешь с человеком, слушаешь его внимательно, переживаешь, радуешься за него – ты становишься для него родным человеком. За какие-то 2 часа – он начинает так тебе доверять, он перестает замечать камеру, и выдает самые сокровенные тайны. Многие герои после интервью даже стыдятся своей этой откровенности и просят не выдавать лишнее. Оно и понятно. Но сам факт, остается фактом. Нужно уметь говорить с людьми. Это как врач, у вас тут болит? Может там болит? Ах, тут больно! Но главное знать меру. После таких взрывов эмоций человек может совсем замкнуться и уйти в себя. Поэтому хороший режиссер – это как психолог, знает, когда вовремя остановиться.

- Что вы можете сказать о том, что сейчас один человек может быть и сценаристом и режиссером?

- Когда спрашивают что для вас первично, сценарий или картинка? Я всегда отвечаю, что второе. Сейчас в кинематографе возник новый феномен. Один человек может быть и сценаристом, и режиссером и даже актером в своем фильме. Я полностью поддерживаю это веяние. Так как лично у меня именно на съемочной площадке возникает сценарий. Конечно, могут быть какие- то наброски, но все меняется на ходу. Поэтому картинка так важна для меня, именно картинка дает мысль, дает идею. А иной раз даже сильнее слова.

Что касается будущего, у меня есть давняя мечта. Снять художественный фильм на татарском языке. И я даже знаю, о ком хочу его снять, о нашем великом поэте с такой трагической судьбой – о Хасане Туфане. У меня давно уж лежит сценарий, расписан каждый план. Я же говорю, что картинка важнее всего. Я точно знаю, что когда-нибудь я это сделаю и сниму большое кино.

- Почему формат документального кино не развивается в Татарстане?

- Мне очень обидно, что документальные фильмы на татарском языке недооценены. Возможно, есть проблемы в качестве материала. Но зачастую даже отличный фильм, который может конкурировать с федеральным продуктом, не дает желаемого результата. Нет обратной связи. Я всегда считаю, что татарский язык – это не язык песен и плясок. Это язык – многовековой истории, науки, богатой культуры, язык образования. Мне очень нравятся исторические программы на татарском языке. Но их так мало! Практически нет научно – популярных документальных фильмов. Зато все каналы заполнены продуктом для «кухонного просмотра». И на федеральных в том числе. Когда одни и те же герои кочуют с одной программы в другую. Я думаю, что сценаристам и режиссерам стоит пересмотреть методы подачи таких материалов. Ведь публика уже устала от информации, что они любят поесть, сколько у них детей и внуков, на какой машине они ездит и где живет. Нужно искать, творить и любить свою профессию.

Комментарии 0

Аватар