https://tnv.ru
12 февраля 2025, 13:15
171
0

Несмотря на мировую известность, считается, что труды Каюма Насыри, как и его личность, остаются недооцененными. Его наследие не изучено до конца.
Причина — нехватка специалистов, способных работать с его трудами, написанными на старо-татарском. Корреспондент ТНВ Рамиль Шайдуллин разбирался в вопросе.
В экспозиции музея Каюма Насыри есть бесценный экспонат — часы, по которым Каюм Насыри чертил свои карты. Сегодня это технологии прошлого, но и по нынешним меркам сложное инженерное устройство. Оперировать такими часами мог только человек, погруженный в науку.
С их помощью Каюм Насыри составлял географические карты, которые использовали в ВУЗах России и одну из первых карту для мусульман с направлением Мекки для совершения намаза.
Здесь же, в музее Каюма Насыри — личные вещи и рукописи педагога, лингвиста, этнографа и основоположника современного татарского литературного языка.
«Он убрал из того периода татарского языка арабизмы, академизмы, фарсизмы. Упростил, сделал его более литературным и внес огромный вклад в развитие татарского языка, науки и культуры», — рассказала заведующая музеем Каюма Насыри Кадрия Халимова.
Несмотря на неоценимый вклад, труды Насыри до сих пор изучены не до конца. Причина, по мнению ученых — нехватка специалистов. В фондах архивов и библиотек хранятся рукописи Насыри, но, чтобы понять старо-татарский язык — знать нужно не только арабскую графику, но и фарси, и турецкий. А такие специалисты всегда были редкостью. Особенно в советское время.
«Они написаны в арабской графике и до 90-х годов, наверное, не было возможности исследовать эти труды. Потому что на кириллицу, в основном, переведены его литературные произведения. А вот по языку словари тоже не переизданы его. Поэтому, я думаю, это перспективное направление», — отметила директор Высшей школы татаристики и тюркологии КФУ Альфия Юсупова.
Специалисты считают, переосмысления требует не только творчество, но и сама личность Каюма Насыри. Долгие годы его представляли как человека, далекого от религии, даже антирелигиозного. Однако современные исследования доказывают обратное.
«Вот этот образ, который был создан советскими литературоведами, безбожника Каюма Насыри, который не соблюдал нормы ислама, курил, на самом деле не такой. Потому что его завещание, которое хранится у нас, в Центре письменного наследия ИЯЛИ, говорит о том, что перед смертью свыше 1 000 рублей он оставил на дела религии», — сообщил ведущий научный сотрудник Института языка, литературы и искусства им. Г.Ибрагимова Академии наук РТ Азат Ахунов.
Наследие Каюма Насыри ждет новых исследований, его труды — перевода и осмысления. Ученые уверены, они смогут многое рассказать не только о татарской культуре, но и о целом этапе развития просвещения в стране.
Поделиться
Рубрики новостей
Комментарии 0