Онлайн трансляция

Свернуть

Владимир Плющев: «Раньше в КХЛ играли иначе. Сейчас не хоккей, а шорт-трек с клюшками»

Владимир Плющев: «Раньше в КХЛ играли иначе. Сейчас не хоккей, а шорт-трек с клюшками»

https://tnv.ru

28 июля 2021, 09:00

1690

0

Вторая часть большого интервью с бывшим главным тренером сборной России и казанского «Ак Барса»

Владимир Плющев: «Раньше в КХЛ играли иначе. Сейчас не хоккей, а шорт-трек с клюшками»

Бывший главный тренер молодежной, юниорской и главной сборной России Владимир Плющев во второй части большого интервью интернет-редакции ТНВ поделился своим мнением о текущем состоянии дел в российском хоккее. Ранее мы публиковали первую часть разговора.

«Раньше ЦСКА, «Ак Барс», «Авангард», «Динамо» и «Спартак» можно было по походке определять»



фото: ak-bars.ru

- С 2000-го по 2010-й год вы успели поработать в трех сборных России (юниорская, молодежная, первая) и не по одному разу. С тех пор прошло более 10 лет. Как изменились подходы в управлении сборной России, и в целом в нашем хоккее?

- Прежде всего, сборная - это не просто представители нашего хоккея, а представители нашей страны. Каждый болельщик ощущает себя частичкой одного большого дела, что он там воюет, как говорится, за правое дело. А так, изменилось очень многое. По крайней мере, в том плане, что не всегда компетентные ребята работают со сборными командами России по хоккею. Порой, они не соответствуют тому месту, которое занимают. Как правило, это бывшие хоккеисты, у которых обычно нет за плечами высшего спортивного образования. А оно дает такие базовые технологии, как психология спорта и личности, организация игры и так далее.

Поэтому, российский хоккей в последние 5-6 лет стал немного прямолинейным. Учат не играть в хоккей, а присутствовать в нем. Как мне сказал один специалист, работавший в казанской Академии «Ак Барса», это вертикальный хоккей. Я ему ответил, что это прямолинейный хоккей. Люди просто не знают, как провести атаку вторым темпом, как наладить большинство. Это прямолинейный хоккей. Причем настолько, что я бы еще его назвал «деревянным».

В итоге, все команды очень похожи друг на друга. Раньше тех же ЦСКА, «Ак Барс», «Авангард», «Динамо», «Спартак» можно было по походке определять. То сейчас, если игровую форму переодеть, то команды отличить друг от друга будет очень сложно.

- «Магнитка», наверное, была самой узнаваемой командой?

- Да, действительно. Она была самой игровой командой и доставляла своим хоккеем эстетическое удовольствие. Там ребята не мучались, а играли в хоккей, не бегали шорт-трек с клюшками по площадке.

«На исполкоме ФХР я высказал все, что думаю. Уверен, это повлияло и на то, почему я перестал активно работать тренером»


фото: ВКонтакте

- А с точки зрения организации процесса что изменилось?

- Я часто бываю на матчах юниорских и молодежных сборных и можно только позавидовать тем условиям, в которых работают команды сейчас. В своем время, у меня таких условий не было. Зачастую, мне приходилось заниматься вещами, которые не входили в мои тренерские компетенции. Речь об экипировке, чтобы ребята были обуты, одеты, сыты и все прочее. В последние чемпионаты мира, когда со своими ребятами завоевывал золото, приходилось экипировать их с помощью моих друзей, которые работали в бизнесе.

А когда поменялось руководство в федерации и пришел Владислав Александрович Третьяк, я поехал на чемпионат с командой лишь наполовину экипированной. Я был в шоке. Спорткомитет этим занимался. И там посчитали, что половины команды может выступить в новой форме, а половина - в старой. Если бы знал о проблеме заранее, то сам бы решил вопросы, но меня поставили перед фактом уже в момент, когда менять что-либо было поздно. Форма была просто не в кондиции (смеется). Ребята сидели, резали спортивные брюки. Я заходил и спрашивал: «вы что делаете, варвары». «Владимир Анатольевич, ну, это для баскетболистов форма», - отвечали они.

После турнира на исполкоме ФХР я высказал все, что об этом думаю. Уверен, это повлияло и на то, почему я перестал активно работать тренером после того собрания. Мне просто не давали работать. Большой интерес у клубов к моей кандидатуре был большим, но после предварительного разговора следовал этап некого согласования с федерацией, и на этом этапе все и заканчивалось. В федерации говорили: ну зачем вам он, сложный человек, возьмите другого. Зато сейчас работают несложные ребята и смотрю, что все выигрывают.

- А как относитесь к тому, что хоккеем в России во многих вопросах сборных «рулит» один человек - Роман Ротенберг? Насколько это правильно, учитывая, что он довольно далек от хоккея.

- Не сказал бы, что Ротенберг совсем к хоккею отношения не имеет. Может он знает хоккей не настолько глубоко, как другие специалисты, но все-таки он не посторонний человек. И повторю, что делает сейчас федерация для сборных команд, это заслуживает уважения.

А что касается активного вмешательства в какие-то дела, то человек работает в клубе, у него есть свое видение. Но за все отвечает всегда главный тренер. Честно скажу, я не знаю, как происходит в СКА и сборной России, но когда я был тренером любой сборной, мне редко кто мог сказать, кого надо или не надо брать в команду. Всегда говорил, что у меня будут играть те, в кого я верю, и кто отражает стиль игры, который я проповедую. Наверное, поэтому у меня много проблем и возникало (смеется).

«Если Брагин считает, что он двужильный и потянет все это дело, то флаг ему в руки»



фото: rfs.ru

- Правильно ли, что главный тренер СКА у нас автоматически возглавляет сборную России?

- Я в принципе не сторонник этой системы. И я прошел через это дело, когда работал с Юрием Ивановичем Моисеевым в «Ак Барсе». Тогда у нас была немного парадоксальная ситуация — он был главным тренером в Казани, а я был его ассистентом в клубе и главным тренером сборной России. Но прежде чем принять это предложение от сборной, я посоветовался с Юрием Ивановичем. Он сказал: если тебе это интересно, то дерзай, я комплексовать не буду.

Но вернемся к вашему вопросу. Если Брагин считает, что он двужильный и потянет все это дело, то флаг ему в руки. Просто практика показывает, что с такими соперниками, которые есть на сегодняшний день, прогрессируют не только классические наши соперники, но и Дания, Германия и так далее. В общем, я бы на его месте не стал бы распыляться.

- Последний чемпионат мира среди взрослых наглядно показал, что Канада может собрать 6-7 разных составов, которые будут сильнее нашего. Согласны ли вы с этим? И был ли такой разрыв между нами и Канадой в ваше время?

- В наше время тоже был разрыв, но не такой ярко выраженный, как сейчас. Все-таки раньше у нас была хорошая молодежь, еще работала система по воспроизводству игроков. И наши хоккеисты очень ценились на рынке НХЛ. Многие исполнители попадали в 1-2 раунд драфта. Сейчас основная масса проходит по 3-5 раундам. Это большая разница. Тогда мы воспитывали суперзвезд, которые до сих пор блистают. Это и Александр Овечкин, Илья Ковальчук, Евгений Малкин. Я бы еще Александра Свитова вспомнил. Наша молодежка тогда вернула себе титул чемпионов мира.

Во-вторых, мы играли тогда немного в другой хоккей. Как многие специалисты говорили, у меня была самая играющая сборная. Сейчас же все наши команды проповедуют так называемый вертикальный хоккей, который я считаю прямолинейным.

«Это не хоккей, а шорт-трек с клюшками»


фото: fhr.ru

- Еще его называют «рельсовым»...

- Да, приблизительно так. Добежали до борта, побежали обратно на смену. Даже не задерживаются в чужой зоне. Атаку вторым темпом очень сложно построить. Но для этого тренировочный процесс надо немного менять. Раньше в КХЛ по другому играли. А сейчас все ребята просто бегают по площадке и это считают хоккеем...  Но, ребята, это не хоккей, а шорт-трек с клюшками (смеется). Хотя в молодежном хоккее России хватает интересных мальчишек, но они становятся теми, кого ходят видеть в них тренеры. Брось шайбу, там потолкайся и беги на смену. Больше ничего не надо делать. А хоккей - это игра умная и хитрая.

- Раньше «Красной машиной» нас называли соперники, теперь мы называем себя так сами. Это признак слабости? Не стыдно ли это?

- Нас действительно соперники называли «Красной машиной». Помню, как после этапа Евротура в Швеции меня спросил журналист про возрождение «Красной машины». (Смеется) Вопрос конечно приятный, но нам пока далековато до «Красной машины». Ведь те звезды, которые раньше решали вопросы на площадке были великими игроками, уникальными именами мирового хоккея.

Ну а то, что сейчас... Ну, была создана программа по подготовке детей младшего возраста, которую так назвали. Наверное, от этого все и пошло. Нас так называли соперники, а то, что сейчас это возродилось из наших недр — совсем другое. Видимо, так хотят.

«Быть халтурщиком в Финляндии или Швейцарии не захотел. Так только в КХЛ можно»



фото: ВКонтакте

- Вы уже говорили о причинах завершения своей тренерской карьеры. На тот момент, когда вы поработали в «Капитане», вам было всего 57 лет. Самое золотое время для тренера. Не жалеете, что так быстро все прошло? Можно ли было уехать с вашим опытом, например, в Чехию, Финляндию?

- У меня были такие предложения, но я не знал их языка. А разговаривать на пальцах, это только в нашей лиге, в КХЛ могут тренеры-иностранцы, которые не владеют русским языком. Быть халтурщиком в Финляндии или Швейцарии, или той же Дании я не хотел, потому что тренер должен разговаривать на языке спортсменов и даже не просто языке, а на сленге спортсменов.

- При этом в 2015 году вас назначили главным арбитром КХЛ, что было довольно неожиданно, учитывая, что вы все-таки тренер. Почему вы согласились на это и какой опыт вынесли?

- И для меня данное предложение было неожиданностью. На меня вышло руководство КХЛ и я спросил: почему вы ко мне обратились, к непрофессиональному арбитру? Мне сказали: вы в хоккее с девяти лет. Наверное, для вас мало есть секретов в этой игре. Сказали, что у нас очень много скандалов связанных с судейством, и они хотели, чтобы плей-офф прошел без скандалов.

Могу сказать, что два плей-офф КХЛ провело без каких-либо срывов и скандалов, хотя были свои интриги. Меня пытались «построить», говорили, что и как делать, на что получали всегда культурный ответ: ребята не надо меня учить, как работать. А опыт я действительно получил, работая с судьями.

У ребят тяжелая нагрузка. Психологически не все справлялись, поэтому приходилось порой назначать одних и тех же судей на некоторые матчи, потому что других просто нельзя было, они бы просто не выдержали. Я призывал ребят ничего не выдумывать, не уравнивать штрафное время, а судить то, что есть.

Ребята нормально справлялись, но курьезы случались. Был матч «Йокерит» - ЦСКА. Финский тренер пришел на пресс-конференцию и заявил, что так судить нельзя. Один журналист ему задаёт вопрос: Что вы имеете в виду? Это безобразие, это не судейство. Его тут же журналист спрашивает: в вас было три игры в неравных составах в большинстве, вы ни одного не реализовали, а сейчас говорите о том что судьи испортили игру. Тренер говорил: да мы плохо сыграли в большинстве, но так судить нельзя. И тогда меня вызвали «на ковер». Я им представил аналитическую справку, которую подготовил буквально за несколько часов, где явно было видно, что команда «Йокерит» восемьдесят процентов очков набирала не с иностранными судьями, а именно с российскими арбитрами. Вопрос этот был снят.

Честно скажу в этом году мне судейство очень не понравилось. В том числе, и матчи с «Ак Барсом» против омского «Авангарда» в Казани, когда судьи пропускали явные удаления у омичей.

- Спасибо вам за интервью.

- Спасибо и вам.

Беседовали Артур Халилуллов, Анастасия Грифанова


Заглавное фото: fhr.ru

Читайте новости в нашем Telegram и Дзен.



Комментарии 0

Аватар

Новости партнёров