Онлайн трансляция

Свернуть

Марат Гибатдинов: «Если отсечь пласт татарского населения за пределами Татарстана, тогда у нас не было бы ни Джалиля, Габдуллы Тукая» - видео

Марат Гибатдинов: «Если отсечь пласт татарского населения за пределами Татарстана, тогда у нас не было бы ни Джалиля, Габдуллы Тукая» - видео

https://tnv.ru

29 декабря 2020, 08:00

1903

0

ТНВ представляет интервью с кандидатом педагогических наук, руководителем Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш. Марджани АН РТ в рамках специального проекта «7 дней плюс».

Марат Гибатдинов: «Если отсечь пласт татарского населения за пределами Татарстана, тогда у нас не было бы ни Джалиля, Габдуллы Тукая» - видео

В новом проекте на телеканале ТНВ почти ежедневно в будние дни выходят интервью с выдающимися татарскими учеными и экспертами.

Тринадцатым героем специального проекта стал кандидат педагогических наук, руководитель Центра истории и теории национального образования Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Гибатдинов Марат Мингалиевич. Является специалистом в преподавании истории татарского народа и Татарстана, региональных учебниках истории, соотношении национально-регионального и федерального компонентов исторического образования.

В интервью корреспонденту ТНВ Гибатдинов поделился мнением о развитии национального (татарского) образования, о татарах, живущих за пределами республики, а также об отдельных этнических группах.

«Первые десятилетия до 1920-х годов, когда шла активная коренизация»

- Что вы вкладываете в понятие национальное образование?

- В современном мире само слово национальное используется в двух значениях: общенациональное – как национальный банк, в узком значении, принадлежащее какому-то этносу. Конечно, в современных условиях татарское образование является неотъемлемой частью общероссийской системы образования, единого образовательного пространства в нашей стране. Но, тем не менее, у нас есть определенная специфика, традиции о которых нужно говорить отдельно. Что касается собственного образования, то это многогранный, многозначный термин и он гораздо обширнее системы школьной, дошкольных образовательных заведений. Под образованием в педагогической науке сегодня мы понимаем всю систему или комплекс всех тех принципов, методов, подходов, которые способствуют формированию личности. А поскольку личность сама по себе многогранна и формирование ее тоже должно быть всесторонним, это не только обучение, но и воспитание, чему в нашей стране традиционно уделяется важное внимание. Кроме того, есть очень много аспектов как социализация, профильное образование, получение каких-то навыков. Сегодня у большинства людей в обществе есть такая иллюзия, что достаточно что-то изменить в школе, как говорил Жванецкий: «В консерватории что-то не так…». А у нас говорят в школе нужно что-то поменять, «Давайте введем новый предмет, часы, учебник и мы получим других учеников и другое общество» - конечно, это большая иллюзия! Да, школа очень важный инструмент, поскольку там мы получаем формализованное, стандартизированное образование. Но, мы все выходим из ворот школы и если вся ситуация кричит об обратном, то собственно говоря, чему ученики будут следовать? То, что они вызубрили, и понимают что, чтобы получить оценку им нужно ответить именно так, но будут ли эти правильные ответы частью их личного мировоззрения – это вопрос. И сегодня, одна из существенных проблем в современной педагогике это то, как соотнести воздействие нашей жизни, массового информационного патока не только телевидение и интернет, но и другие средства массовой коммуникации и того, что мы привыкли давать ученикам в наших традиционных институтах: в семье, школе и дошкольном учебном заведении.

- Нашим предкам, которые жили 100-200 лет назад, было в этом отношении проще, т.к. этого информационного потока не существовало. Тогда был Золотой век – период в развитии национального образования или сейчас?

- Традиционно, когда говорят Золотой век – всегда глаза устремлены назад, что были такие славные года… Это характерно для всех цивилизаций! Если посмотреть, что древние египтяне писали в папирусах, то они жалуются «Молодежь плохая, поколение не то, наши деды славные и т.д.» т.е. любое поколение считает, что они были хороши, лучше, чем их дети. Если мы говорим о татарской системе образования, конечно, объективно Золотой или Серебряный век – он объективно относится к концу XIX- началу XX века и для этого  есть очень много причин.

Начинается это еще до революции и первые годы XX века. Первые десятилетия до 1920-х годов, когда шла активная коренизация, в следующем году будет 100-летие Декрета о татарском языке, как о государственном – тогда действительно к этому относились очень серьезно. И на излете этого периода, а тогда это тоже была новая волна, когда уже в новых условиях светского, Советского государства система образования тоже переживала второе дыхание – это был Серебряный век. А Золотой век это все-таки дореволюционный период, когда татары пришли к осознанию того, что окружающая жизнь изменилась и для того чтобы быть успешным и адекватно отвечать на вопросы этой быстрой меняющейся жизни, без всякой глобализации как сейчас, они поняли что та система образования которая у них есть, и которая была эффективной в свое время, в том плане, что позволила сохранить идентичность, веру татарского народа в условиях государственности, уже в условиях нового времени – не отвечает тем потребностям, которые время ставит перед нами. Тогда начался тот мучительный, болезненный и скандальный процесс, который завершился успешно! И к началу XX века татары смогли выстроить свою самостоятельную систему образования. Практически на всех ступенях начально, среднее и в некоторой степени, высшее образование практически полностью было выстроено и уже начиналась разработка и создание системы подготовки кадров, повышение квалификации педагогов. Т.е. это была такая самостоятельная и самодостаточная система. Сейчас у нас непростая ситуация, но если мы будем смотреть в историческую перспективу, никогда не было такой ситуации, которая была бы легкой, и где все бы благоприятствовало нам и не было никаких проблем. Во все периоды были свои проблемы, а если не было, то мы очень хорошо умеем их друг другу создавать!

Сегодня наши учащиеся могут учиться в Петербурге, Москве и в любых других вузах за пределами РТ. Конечно, мы не можем ограничивать их и говорить: «Вы должны быть только патриотами своей земли, учиться здесь и проводить время только на территории нашей республики» - это невозможно в современном глобальном мире, поскольку они могут получать знания, где захотят. Поэтому в этих условиях для нас важен тот наш дореволюционный опыт, который показывает, что да, мы можем быть открытыми, можем учиться где угодно и чему угодно, но если у нас есть какое-то внутреннее осознание себя и своего места в этом мире, как представителя своего народа, то неважно будете вы учиться в Сорбонне или в других крупных научных центрах. Но потом вы возвращаетесь и служите своему народу – в этом случае я всегда цитирую знаменитое письмо Гильмана Карими – это отец Фатыха Карими (прим. ред. - татарский советский писатель, педагог-просветитель, журналист, общественный деятель), который написал ему в Стамбул очень проникновенное письмо: «Сынок, я отправил тебя учиться за рубеж не из-за огромного количества лишних денег и богатства, у меня еще есть твои братья и сестры, больной отец, которого я содержу. Я отправил тебя и оплачиваю обучение, отрывая кусок хлеба у них, чтобы ты вырос достойным человеком, стал звездой и чтобы этой звездой вернулся освещать жизнь своего народа!». Когда есть такая мотивация, тогда никакая утечка «мозгов» - не страшна! Я считаю, что у всех наших татарских студентов, кто учится за рубежом – должна быть такая памятка. Как мы сможем в современных условиях, когда все границы для путешествий будут открыты, заинтересовать наших молодых и талантливых людей, чтоб они возвращались?

- Ваша ли это задача?

- Конечно, это задача всего общества! Но, мы как педагоги должны понимать, что от нас много зависит, знаете это известное выражение: «Империю строили не генералы и полководцы, а преподаватели», а у татар есть такая пословица «Мөгаллим булмаса хәйбәтле ияр, атасының сакалы белән баласы уйнар» (пер. с тат. – «Если педагог не будет требовательным, то сын будет играть с бородой отца»). Конечно, от педагогов зависит много и нам нужно объединять усилия и родителей и педагогов, чтобы давать нашим детям не только необходимое образование в современных условиях, но и надлежащее воспитание.

- Чувство патриотизма?

- В том числе! Кроме патриотизма ведь у нас есть очень много таких качеств, которые всегда были традиционными для татар, которые позволяли сохраняться и выживать: трудолюбие, честность, ответственность. Почему татары традиционно являются служивым сословием? Когда уже отпала необходимость в военной службе, то они продолжали служить государству. Поскольку на разных уровнях государство, если ты что-то поручало татарам, то оно было уверенно, что это будет выполнено в надлежащем виде.

«Татарский театр – родился отнюдь не в Казани»

- Говоря о татарах, живущих за пределами республики, насколько вам важны эти люди? Насколько вам важно продвигать культуру и язык среди соплеменников, не живущих в Татарстане?

- Это важно! Давайте посмотрим на наших знаменитых представителей науки и культуры. Если мы отсечем огромный пласт населения, который живет за пределами РТ, тогда у нас не было бы ни Мусы Джалиля из Оренбурга и не было бы даже Габдуллы Тукая, который получал образование в Троицке. Конечно, у нас Казань традиционно, всегда являлась центром притяжения образования, культуры, религиозным центром. Но, все-таки татарский мир намного больше Казани, намного больше РТ и он всегда состоял не только из одного очага, откуда все распространялось. Сегодня некоторые наши оппоненты пытаются говорить, что Татарстан пытается оказывать влияние – нет, мы просто пытаемся возродить ту традицию, которая всегда была. Всегда, там, где жили татары была мечеть, медресе и всегда по возможности пытались возрождать национальные и религиозные традиции. Тот же самый татарский театр, он родился отнюдь не в Казани. Конечно, в современных условиях нам очень важно, что те татары, которые живут сегодня в регионах, чтоб они сохраняли и развивали позитивные традиции.

- Вы же им как-то помогаете?

- К сожалению, сегодня наши возможности очень ограничены даже на республиканском уровне, поскольку существует проблема межбюджетных взаимоотношений. Но, тем не менее, насколько это возможно в современных условиях – мы пытаемся помогать! Будучи научным учреждением – мы всегда открыты для сотрудничества и у нас, у Института истории им. Ш. Марджани АН РТ есть несколько филиалов в других регионах РФ, где работают местные специалисты под нашим научным руководством и развивают краеведение, общую историю татарского народа. Мы пытаемся возродить научные центры, которые были в свое время в различных регионах, естественно там, где есть кадры. Мы проводим научно-практические конференции и в Казани, и в других регионах, которые посвящены локальной проблематике. Сегодня ведь есть такая опасность, что те татары, которые живут за пределами РТ в каких-то компактных местах проживания есть опасность, что проникнут какие-то местные особенности диалекты, особенности костюма. И это присутствует у любой крупной нации. Посмотрите на тех же русских, на тех же кубанцев и поморов – их можно выделить в 2 отдельных народа. У них своеобразные языки, своя культура, отличаются обычаи и традиции, они даже могут не понять друг друга, но нация одна!

Тоже самое, для тех, кто живет за пределами Татарстана у них есть местная, региональная специфика. Но надо четко понимать, что эта региональная специфика – это только вариации общей национальной татарской культуры.

- Последний пример, это северо-западный диалект башкирского языка, который сейчас провозглашен в Башкирии… Это как раз то самое, о чем вы говорите?

- Я уже упомянул о том, что мы мастера – создавать сами себе проблемы. К сожалению, даже без вмешательства политического момента, как это существует сегодня в Башкирии. Даже некоторые представители татар, которые живут сегодня в Сибири и других регионах – сами иногда ставят на повестку дня, что «Мы хотим быть отдельным народом». Да, любой народ имеет право провозгласить себя самостоятельным. У нас в переписи сейчас есть даже марсиане, хоббиты и прочие – никто не может этого запретить. Да, вы можете объявить себя отдельной этнической группой, но что это даст? Сможете ли вы поддерживать эту идентичность? Сможете ли вы построить, школы, будет ли у вас национальная литература?

«Если не поддерживать язык в семье, в обществе, в СМИ, то постепенно одна из этих сфер будет отпадать и соответственно, татарский язык будет исчезать»

- Т.е. каждый раз, когда мы записываем свою национальность, то как мы себя ощущаем, а не марсианином, если мы напишем татарин, а не житель Венеры, то мы вносим маленький вклад в развитие национального образования в том самом регионе, в котором мы проживаем, так ведь?

- Да, конечно! Поскольку сегодня вся система образования официально, хотим мы этого или нет – сферой услуг. И эта сфера услуг направлена на потребителя. Сегодня наша задача подготовить родителей и ребят таким образом, чтобы они понимали эти свои права, что система образования должна отвечать именно их потребностям и запросам! Нужно грамотно сформировать, что мы хотим, для того, чтобы наши дети воспитывались как патриоты своей страны, своей малой родины, чтобы они сохраняли свой язык, традиции и т.д. Все законодательные возможности для этого есть. Другое вопрос, насколько мы готовы и можем использовать эти возможности, насколько само общество осознает, что ему это нужно? К сожалению, если мы сегодня это не осознаем, через несколько лет может сложиться такая ситуация, что, во-первых. будет слишком поздно, т.к. уже не будет кадров, которые как сегодня могли бы преподавать любой предмет на татарском языке. Если не поддерживать язык на разных уровнях: в семье, в обществе, в СМИ, в научной сфере, то постепенно  по мере того, как одна из этих сфер будет отпадать, то соответственно наш язык будет попадать в сферу исчезающих! Это законы, которые сегодня существуют во всем мире.

А школьное образование – это  очень важная сфера функционирования языка, т.е. это передача от одного поколения другому.

Возвращаясь к тем, кто хочет отделить какие-то этнические группы – да, вы отделитесь, но через одно-два поколения даже эта местная культура она исчезнет, если она не будет подпитываться большой классической татарской культурой у которой намного больше шансов для выживания

- Ваша задача сейчас сформировать спрос у людей, что их хотят видеть татарами и хотят, чтоб они как можно больше вовлекались в национальную культуру, чтобы они не чувствовали себя здесь или за пределами Татарстана оторванными от этой культуры, так?

- Сегодня у нас есть очень много примеров, когда владение языками – это не ущерб чему-то другому, а плюс и это расширяет горизонты. Мы приводим в пример ученых наших выдающихся ученых, таких как: Сюняев, Сагдеев и др., которые являются корифеями мирового уровня. Но, тем не менее они сохраняют свою татарскую идентичность, интересуются историей, традициями и занимают активную, гражданскую позицию в этом плане. Мы часто приводим в пример наших соплеменников за рубежом, которые на протяжении 70 лет не имея связи со своей родиной, тогда любые контакты были ограничены, сумели сохранить язык, религию, обычаи и традиции. Даже в современных условиях без какой-то поддержки государства, мы, те, кто живет в бывшем Советском пространстве привыкли, что государство нам чего-то должно, а что мы делаем на своем месте? Как ученые, родители, предприниматели и т.д.

- Каков ваш прогноз развития национального образования?

- Я надеюсь, что оно будет развиваться! И что тот надел, который мы имели в XX веке и особенно в 90-е годы – мы его не потеряем! Надеюсь, что система образования будет развиваться разнонаправленно, т.е. будут и государственные школы, и система билингвального образования, а также частные проекты. Когда система развивается разнонаправленно , тогда она более устойчива и у нее больше шансов для успешного развития! Хочется надеятся, что система будет иметь кумулятивный эффект, потому что сегодня может быть не задумываются об этом, считают ненужным, что это помеха и лишние часы, которые можно отдать на другие предметы – изменят свое отношение. Сегодня в мире мы тоже видим такие тенденции, глобализация продолжается и ее невозможно остановить, но во всем мире мы наблюдаем когда люди и народы возвращаются к своим корням. Это особенно мы увидели в этом году, когда в условиях пандемии , изоляции – произошла переоценка многих ценностей! Да, мы живем в современном мире, но те ценности, которые ыли у наших предков они, оказывается, сегодня не теряют своей актуальности! Иногда мы именно там можем найти какое-то утешение, опору и т.д. 


Читайте также: Радик Салихов: «В 1919 году возникла идея создания Татаро-башкирской республики...» - видео

Индус Тагиров: «Татары должны сыграть свою роль, чтобы Россия развивалась как демократическое, федеративное государство» - видео

Искандер Гилязов: «Кто-то раздувает процесс разделения этносов, чтобы приостановить процесс единения татар» - видео

Руслан Айсин: «Люди, которые отрицают, что являются татарами – они, наверное, очень низко стелятся по земле» - видео

Эльмира Калимуллина: «Если мы «законсервируемся», то развития в татарской музыке не будет» - видео

Искандер Измайлов: «Уже в XIX веке татары стали единой нацией на значительной территории» - видео

Лилия Габдрафикова: «У татар и башкир – общая история, культура они жили на одной территории и их нельзя противопоставлять» - видео

Рамиль Тухватуллин: «Я обеспокоен возможной башкиризацией татар, проживающих на территории Башкирии» - видео

Ильнур Миргалеев: «До сих пор есть учебники, где Золотая Орда рассматривается только в негативном ключе» - видео

Гульнара Габдрахманова: «Одна из ключевых проблем сегодня для сохранения татар – это сохранение языка» - видео

Раиль Фахрутдинов: «Астраханские татары хотят моральной поддержки, чувствовать себя нужными» - видео


Читайте новости в нашем Telegram и Дзен.



Комментарии 0

Аватар

Новости партнёров