Онлайн трансляция

Свернуть

Дина Гатина-Шафикова: «Если раньше модно было быть как все, то сейчас молодежь отличается тем, что модно быть другим» - видео

Дина Гатина-Шафикова: «Если раньше модно было быть как все, то сейчас молодежь отличается тем, что модно быть другим» - видео

https://tnv.ru

10 марта 2021, 09:00

472

0

ТНВ представляет интервью с научным сотрудником отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ в рамках специального проекта «7 дней плюс».

Дина Гатина-Шафикова: «Если раньше модно было быть как все, то сейчас молодежь отличается тем, что модно быть другим» - видео

В новом проекте на телеканале ТНВ почти ежедневно в будние дни будут выходить интервью с выдающимися татарскими учеными и экспертами.

Сорок седьмым героем специального проекта стала научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Дина Гатина-Шафикова. Ее исследовательскими интересами являются: этнология, визуальная антропология, татарский костюм, история татар.


В интервью корреспонденту ТНВ Гатина-Шафикова рассказала о татарском костюмном комплексе XVIII-XIX веков, об особенностях в одежде у татар кряшен, мишар и касимовских, а также об отличительной яркости татар.


«Татарки – очень большие модницы»


- Говорят, что по традиционному костюму того или иного народа можно судить об истории этого народа. Когда начал зарождаться традиционный костюм татар?

- Говорить о костюме можно много и долго. Но нужно понимать, что история без костюма невозможна! Когда появилось человечество и начало себя осознавать, то уже тогда начали носить первую одежду. Тут уже необходимо понимать о самосознании себя и понимание кто ты есть татарин или татарка. Наиболее яркие источники татарского костюма это источники XVIII-XIX века. Сохранилось достаточно много музейных коллекций XIX века, а более ранний период – это только визуальный материал.

- Т.е. мы сегодня можем увидеть те элементы национального костюма, которые были даже в XVIII веке?

- В XVIII веке скорее всего нет, это именно визуализация, когда рисовали. В XVIII веке открылась Академия наук в Петербурге, было очень много экспедиций и именно в них зарисовывали костюмные комплексы разных народов Российской империи.

- А какие основные элементы были у татар?

- Основной элемент костюмного комплекса это, безусловно, рубаха. Причем рубаха туникообразная, длинная как у мужчин так и у женщин. Мужская рубаха была практически до колен. Для народов окружающих татар, финно-угров, славянских народов были характерны короткие рубахи, у женщин рубахи были до щиколотки. Второй и наиболее значимый элемент татар – это штаны с широким шагом. Они были в форме буквы «п», т.е. две штанины, которые посередине соединялись куском ткани. Такие штаны были характерны для многих тюркских народов.

К татарскому костюмному комплексу относится и камзол, сейчас его называют жилет. Они были разными, как с рукавами, так и без. А к концу XIX века они начали укорачиваться и становится более приталенными, хотя изначально были до колен. Также были украшения, которые показывали статус, пол, возрастные различия. Мужские костюмы, конечно, всегда чуть проще, более практичные, а женщины всегда себя украшали.

- А модницы были у татар?

- Татарки – очень большие модницы как сейчас, так и тогда. Они видя как одеваются другие народы, перенимали какие-то интересные им элементы и украшали себя. Например, в конце XIX века у татарских женщин в моде появляется турнюр. Это небольшая накладочка на платье в нижней части талии, чтобы сделать формы более изящными. Сначала эта мода приходит в Европу, затем к русским красавицам, а татарки увидев такой элемент одежды, тоже решили его использовать в своем костюмном комплексе.

- Еще ведь у татарских женщин были красивые украшения…

- Они любили различные каменья, яркие шелковые ткани на нагрудниках - изю. Вообще нагрудники были характерны для разных народов. Но именно у казанских татар в городской среде изю отличались украшением шелковых лент, позументными лентами, какими-либо бляхами. Если говорить про финно-угров и другие народы, в основном нагрудники украшались серебряными рублями, какими-либо нашивками.

- Правду ли говорят, что услышать татарку можно было издалека? Потому что она шла, а ее украшения звенели…

- Вообще тюркские народы любили себя украшать. Когда я была в Башкирии, то там говорили то же самое, что когда идет башкирская женщина, то ее отовсюду слышно. Т.е. в этом плане мы схожи.

- Сколько килограммов украшений и тканей носили на себе женщины? Кто-то считал это?

- Можно даже почитать Фукса! У него написана стоимость костюмного комплекса зажиточной татарки, и сколько он весил кг. Например, шелковое платье было достаточно тяжелым, плюс еще камзол, который украшался и мехом и позументом, различными нашивками. Также головные уборы, которые украшались не только вышивкой (металлическими нитями), но и бахромой, галунами, которые также утяжеляли костюм. Но также необходимо не забывать и о ювелирных украшениях, которые были на голове, на шее, на руках и на груди – все это прибавляло вес.

- Даже знаменитый калфак…

- Но необходимо понимать, что это не единственный головной убор. Калфак он был как волосник, который закрывал головы, затем было покрывало, и могла быть еще шапка.


«Если посмотреть фотографии городских модниц начала XX века – там уже городские, светские дамы у которых платья стиля модерн»


- У русских женщин, после того как она выходила замуж у нее сразу менялся национальный костюм. Были ли у татар такие различия?

- До середины XIX века практически у всех народов очень четко прослеживалась половая возрастная разница в костюмном комплексе. Уже к концу XIX века эти границы стираются. Это очень заметно у татар по головному убору. Незамужняя татарская девушка могла надеть калфак, но при этом не закрывать свои волосы, косы закрывались различными украшениями для волос – накосники и чулпа на конце кос. Причем головной убор мог быть шапкообразный – это кетежи (небольшие шапочки, которые напоминают пилотки). А замужняя девушка уже должна была прикрыть шею, руки, т.е. кроме калфака появляется покрывало и шапка.

- А в летнее время?

- Покрывало, которое по фактуре было полегче. У зажиточных слоев населения были шелковые, тяжелые покрывала. В селе носили покрывала из хлопчатобумажной ткани.

- Сегодня некоторые татарские женщины одевают закрытый с ног до головы костюм. Это соответствует татарскому традиционному костюму или нет?

- Необходимо понимать, что татарская женщина себя прикрывала. Вспоминая даже журналы первой трети XX века «Яшел» «Ялт йолт» - в них есть юмористические картинки, их называют как женщины-сташки – это женщины покрытые, они делали это, выходя на улицу. Также многие женщины носили чапан, который был как бы с капюшоном.

- Говорят, что мода изменчива и постоянно возвращается, можно ли взять какие-то элементы именно того традиционного костюма в нашей современности?

- Можем, но что? Нам сейчас очень повезло у нас появилась мода на oversize – это одежда свободного кроя. Сейчас многие девушки носят платья, которые были характерны для конца XIX века. Это воротник-стойка, длинный рукав, свободный крой, отрезное по талии. Если посмотреть фотографии городских модниц начала XX века – там уже городские, светские дамы у которых платья стиля модерн. Если вообще эти модели платьев были обтягивающими, то у татарок они были свободными.

В цветах татары любили полихромию. Как тогда, так и сейчас. При том необходимо отметить, что они очень деликатно подбирали цвета. Если посмотреть на калфаки более раннего варианта, они были из трикотажного шелка и украшены вышивкой. Одна из характерных вышивок – ушковая техника, это когда кусочек ткани складывался в 3-4 раза и образовывалось маленькое ушко, и эти ушки образовывались от 100 до 200 единиц, образовывая розетку цветка. Но к концу XIX века когда появляются мануфактуры, то становится популярна вышивка канителью.

- Это же очень сложно и дорого?

- Возвращаясь к современности, безусловно это дорого!

- А как же тогда шить, чтоб это стало массовым?

- У нас есть мастера, которые делают копии, причем достаточно дорогие. И их покупают на праздники, свадьбы, для походов в театр. Но если говорить о массовом производстве, то очень многое переходит в разряд украшений. И то, что было металлом, становится узором на ткани. Почему бы и нет?

- Ведь татарскую одежду возили даже на международные выставки…

- Да! Эта выставка проходит не один год, на ней активно выставляются татарские мастера. Туда возили и кожаную мозаику, калфаки.

- Даже Айседора Дункан носила татарские сапожки…

- Да! Необходимо отметить, что они были не расписными, это была кожаная мозаика. Этот товар выходил не только на российский рынок, но и на международный.

- А что стало с фабриками, которые шили эти сапожки?

- Арская фабрика существовала много лет. К сожалению, XX век внес свои коррективы. Случилась урбанизация, когда сельское население активно переезжало в город и там уже не нужна была этнография. Была необходима простая в обиходе одежда, которая быстро стиралась и не усложняла жизнь. Но, при этом сапоги все равно существовали.

На мужских сапогах кожаной мозаики практически не было. Считалось моветоном, что мужчина себя украшает.

У татар обувь была в первую очередь башмаковидной формы, т.е. верхняя часть сапога пришивалась отдельно от подошвы. А женская туфелька сшивалась отдельно сначала передняя часть, а затем задняя и они соединялись посередине. Эта обувь и отличалась этим от других народов. Кожаная мозаика тоже активно использовал на женских туфельках. Они могли быть из кожи, из бархата, украшались вышивкой и позументом и канителью, а также нашивками из шелковой ткани. Туфли были с открытой пяткой, с заостренным носиком, с тупым носиком, а в начале XX века уже чисто модерн.


«Татары народ яркий, что тогда, что сейчас»


- Все наследие наших этнографов, которое они собирали по крупицам по деревням, где это можно увидеть сегодня?

- У нас в Институте истории есть визуальный архив. Этнографы не просто собирали вещи в сундук, а они писали книги. Большая беда современного поколения – мы не читаем. А книги есть, в магазинах и библиотеках. Второй путь – это музей. М третий путь – в интернете появился каталог, где собраны коллекции со всей России. Хочешь узнать ,как выглядел калфак в оренбургской области? Все можно найти на сайте!

- А какую обувь носили в деревнях?

- Тоже любили кожу, но если носили то только на праздники. Но, конечно, люди не могли пойти в поле в кожаной обуви. Но если мы говорим о лаптях, то передняя часть была прямого плетения, а у других народов оно шло по косой.

- Как менялась одежда в зависимости от территории проживания татар?

- Основа была одна. Но были нюансы в зависимости от территориальных комплексов. Например, у казанских татар черный цвет не использовался, а например у башкир очень много черного цвета в костюмном комплексе. И у приуральских татар уже появляется черный цвет. У казанских татар был женский головной убор – тастар, это головное полотенце. Оно рано вышло из обихода и уже в XIX веке не встречалось. А у мишар и касимовских татар это было. А у кряшен очень много использовалось домотканины, что не характерно для казанских татар.

Говоря о головных уборах, то урпек – не надевала молодая девушка, это большое треугольное одеяло, которое достигало 2,5 метров и его носили пожилые женщины.

- Почему татары так хотели все время выделяться?

- Потому что татары народ яркий, что тогда, что сейчас! Не только в плане танцующих и поющих, но и умственных способностей. Были разные поэты, ученые. Первая женщина, которая побывала в Сорбонне – это Сара Шакулова. И даже в таких мелочах как одежда – они старались показать свою разность и инокость.


Смотрите также интервью с выдающимися татарскими учеными и экспертами, выходившими ранее:

Ильшат Рахимбай: «Реалии с интернет-платформой татарстанского кинематографа на самом деле достаточно плачевные – это утопия» - виде

Гузель Валеева-Сулейманова: «В Казани очень мало объектов, с точки зрения развития архитектурной школы» - видео

Радиф Замалетдинов: «Я больше чем уверен, что будущее за билингвальными и полилингвальными учителями» - видео

Туфан Имамутдинов: «В наших татарских спектаклях объединения «Әлиф» нет насилия и желания всем понравиться» - видео

 

Комментарии 0

Аватар