Онлайн трансляция

Свернуть

Ленария Муслюмова: «Татары на протяжении всей истории стремились к образованию и ничего не ждали от государства» - видео

Ленария Муслюмова: «Татары на протяжении всей истории стремились к образованию и ничего не ждали от государства» - видео

https://tnv.ru

08 февраля 2021, 09:00

1318

0

ТНВ представляет интервью с председателем Всемирного форума татарской молодежи, начальником комитета по работе с молодежью Всемирного конгресса татар в рамках специального проекта «7 дней плюс».

Ленария Муслюмова: «Татары на протяжении всей истории стремились к образованию и ничего не ждали от государства» - видео

Тридцатым героем специального проекта стала председатель Всемирного форума татарской молодежи, начальник комитета по работе с молодежью Всемирного конгресса татар Муслюмова Ленария Радиковна.

В интервью корреспонденту ТНВ Муслюмова рассказала о том, почему все-таки вернулась на работу в Казань, о возрождении татарской лиги КВН, а также об идентичности татар.

«Дубай я выбрала потому, что мне предложили, если бы мне предложили должность в Австралии, я бы уехала туда»

- У вас достаточно интересная биография, вы татарка, родились в Башкирии, работали в ОАЭ, теперь Казань, как это все у вас получилось?

- Со всеми разъездами, иногда думаю, что мне лет 40. Я родилась в Уфе, позже из-за смены работы родителей мы переехали в Челябинск, где я ходила в садик, позже мы снова вернулись в Башкирию, но уже в Мечетлинский район. После 9 класса, я переехала в Челябинск, т.к. там открыли татарский класс.

- Т.е. вам в Казань нужно было приехать через Челябинск и по квоте поступить в университет?

- Да! Это квота Всемирного конгресса татар, которая уже больше 10 лет работает по возвращению соотечественников в Казань через вузы, институты.

Что касается Казани, то здесь вес намного глубже. Моя бабушка в 50-х годах, она тоже татарка уехала с подругой учиться в педагогический университет в Казань. То же самое было позже и с моей мамой, тетей и дядей – они также получали высшее образование в Казани. Но после учебы все уезжали обратно в Башкирию. А я осталась в Казани.

- Но после университета была не Казань…

- К работе я приступила рано, с 1 курса. В 2012 в должность вступил Табрис Яруллин (прим. ред. – бывший председатель Всемирного форума татарской молодежи, до 2019 года) и собрал актив, кому интересно, кто неравнодушен к татарской теме. С того времени мы начали организовывать городской фестиваль современной культуры «Печән базары». У этого проекта я и осталась, была волонтером. Через пару лет во время Всемирного форума татарской молодежи, куда собираются делегаты со всего мира, меня объявили ответственным секретарем форума. Для меня это было сюрпризом, потому что я не ставила каких-то планов и целей, чтобы устроиться на работу или занять какие-то общественные должности. Думаю, что по своей ответственности я осталась в этой организации.

- Но сначала пару лет еще было в Эмиратах…

- Да! Я, возможно, больше акцентировала внимание на своей общественной деятельности, нежели на учебе. также понимая менталитет регионов, брала на себя поездки в регионы, организовывала их. После университет стало как-то тесно, я понимала что не хватает кругозора, наверное, не зря все-таки существуют зарубежные стажировки, чтобы понять что тебе хочется. Через министерство образование поступило предложение через специалистов, с которыми мы работаем, что есть должность пресс-секретаря одного бизнесмена, ему также нужен татарский мир. Дубай я выбрала потому, что мне предложили, если бы мне предложили должность в Австралии, я бы уехала туда. И я понимала, что там мне будет комфортно, т.к. там есть свои татарские диаспоры, организации.

- Это было кратковременно путешествие на орбиту, чтобы потом когда-то вернуться?

- Да! Т.к. мыслей покидать Татарстан не было, и сейчас нет. Тогда мне пригодилась моя многозадачность, т.к. мой бывший шеф был членом Академии народов Евразии. И сказал, что есть предложение провести в Эмиратах ассамблею народов Евразии. Он сказал, что будет 10 стран, 70 делегатов и «Если ты берешься за этот проект как главный организатор, то я соглашусь его проводить. Потому что мне не на кого опираться в Эмиратах». Это был очень хороший кейс и я очень часто про него говорю, это не федеральный, а международный уровень, приходилось сотрудничать с посольством, консульством РФ. После мероприятий меня звали в Москву, в Ассамблею народов России, но я выбрала Казань. В первое время, после моего возвращения мне говорили: «Ты уехала из этой должности за границу, у тебя большой опыт и вернулась туда же. Не чувствуешь ли ты, что делаешь шаг назад? Почему не Москва?». Но у меня сомнений не было.

- Эти решения это большие штрихи к портрету вашей личности. Ваши родители татары, вы родились в Уфе, но с детства стремились оказаться в Казани, к чему стремиться далеко не каждый. Вы спрашивали себя когда-нибудь: «Почему меня так тянет в Татарстан?».

- Это очень логически исход, то что я сейчас работаю во Всемирном конгрессе татар, т.к. помимо того, что моя бабушка была партийным человеком она еще и преподавала в школе татарский язык и литературу, больше 30 лет проработала завучем. Дома мы не говорим про татар, т.к. это совершенно естественная, татарская среда. Я помню, я приезжала к бабушке в деревню, и утро у нас начиналось со спектакля на телеканале ТНВ, хочу я этого или нет. У нас постоянно кипами были татарские журналы «Казан нуры», «Сөембикә», т.е. меня всегда окружало то, что связано с татарами.

- Говорите вы в семье по-татарски?

- Да! Только по-татарски.

- Почти 2 года назад вы стали председателем Всемирного форума татарской молодежи, какие проблемы сейчас вам приходится решать? Насколько они отличаются от проблем, которые существовали 5-10 лет назад? Что вы считаете своим самым большим достижением?

- Перед глазами, конечно же, последний год. Если первый год я только въезжала как руководитель, все равно исполнитель от руководителя отличается. А в 2020-м году мы стартанули, не смотря на сложный год, начали выезжать по регионам. За последние 10 лет, впервые в Казани в Униксе организовали встречу с татарскими студентами. Выезжали в Саратов, начались игры татарской лиги КВН, которых не было. И с этой скоростью 202, конечно, было сложно. Я только взяла курс, увидела границы, возможности, как нужно было подстраиваться под условия пандемии. Мы не растерялись и спасибо за это команде, с которой мы работаем уже много лет. Нашу республиканскую акцию «Мин татарча сөйләшәм» в 2020 году мы адаптировали под онлайн-формат, хотя обычно она проходит на главной казанской улице Баумана. Мы продержали 6-часовой эфир, на нем было более 500 тысяч просмотров. И я считаю, что мы смогли быстро адаптироваться под эти новые реалии. Что касается последнего года, были убытки в плане мероприятий, но в то же время были и знаковые успехи. Потому что городской фестиваль «Печән базары» проходил в 7-й раз и его проводили 2 дня. В первый раз он вышел за пределы Казани, мы смогли его провести в Альметьевске в День города. Нынешний год очень ответственный, что касается Переписи населения РФ. И не смотря на это мы продолжаем свою активность, в этом и состоит наша идея.

- А вы работаете с татарской молодежью в Башкортостане именно по Переписи?

- Работаем с регионами, а в этом году особенно. Что мы предпринимаем для этого? Держим в повестке всей казанской темы все регионы. Например, у нас проходит спектакль, мы делаем рассылку и пишем, что если у вас есть возможность, то направляйте нам делегацию. Если они проводят у себя какие-то форумы, конференции, то конечно же мы направляем своих спикеров. Татарстан все равно идеологически сильнее по этой теме. Как я уже упомянула, мы развиваем молодежную, татарскую лигу КВН. Первая поездка была в Саратов, также предстоит Уральский федеральный округ, Астраханский округ.

«Мы выбрали повесткой дня не сохранение, а развитие татарской культуры, уже нет смысла обсуждать, нужна ли новая культура, она уже существует»

- А это все делается для того, чтобы напомнить людям кто они? Речь идет о самосознании?

- Речь о самосознании. У меня в соцсетях есть рубрика и когда говоришь о татарских, сильных личностях людей это будоражит.

- Ваша рубрика достаточно популярна…

- Да! Люди хотят видеть, кто же стал популярным татарином и в каких регионах и людей это вдохновляет на какие-то действия, что не нужно сомневаться в выбранном пути, если тебе интересна и близка татарская тема. А вообще я думаю, интересными проекты могут быть и в физике и астрофизике, и если там татарские фамилии, то это очень вдохновляет. Моя рубрика посвящена купцам. Всегда хочется сказать, что мы на протяжении всей истории стремились к образованию. Что как только купцы богатели, то они строили школы, они не ждали от государства, а были самодостаточными. И конечно это как высокую идею хочется держать возле себя.

- Почему на ваш взгляд для народа так важно никого не потерять во время любой Переписи, в том числе и предстоящей?

- Если мои предки прошли очень много испытаний, мои родители донесли до меня мою нацию, идентичность , то я бы не хотела говорить, что на мне все заканчивается и теперь идет новая история. Я не могу взять конкретно на себя такую ответственность. Поэтому хотела бы оставить это на усмотрение каждого, потому что я передам эту идентичность своим детям, а что они сделают дальше это уже их забота, возьмет ли на себя мой ребенок ответственность поставить точку на такой большой истории.

- Есть мнение, что сейчас сложно работать с молодежью потому что мы все стали космополитами, мы глобализованы и нам вообще не до этого и вообще национализм проходит и наступает общая, человеческая сущность. На ваш взгляд насколько эта тема интересна сейчас молодежи?

- Я много общаюсь с социологами насчет глобализации. Если на сегодняшний день общая масса идет по каким-то общим трендам, то мы должны быть ответственными и сохранить вот этот тренд, потому что мы все равно к нему когда-либо вернемся. Мы выбрали повесткой дня не сохранение, а развитие татарской культуры, уже нет смысла обсуждать, нужна ли новая культура, она уже существует! Кто будет ей пользоваться, это вопрос к тем, кто готов ее воспринимать.

- Какие у вас планы на этот год?

- У нас в августе планируется съезд Всемирного форума татарской молодежи. Молодежь действительно очень переменчива, 2 года – это очень много для молодежи, может быть кто—то придет и меня сменит. Чем чаще встречаешься с молодежью, тем эффективней. Т.е. взрослые люди могут стратегически построить себе пятилетку, с молодежью не так. Также в августе планируется Всемирный форум татарской молодежи. К нему приурочены финал конкурса «Татар кызы», финальный тур татарской лиги КВН. Каждый год мы с организаторами проводим акселераторы по молодежным проектам. Замотивированная молодежь итак пойдет и запишется на переписи. Самое главное объяснить тем людям, которые не лоббируют татарскую тему. И в этом году в первый раз она будет проходить в онлайн-формате,  а сейчас мы все ориентируемся в интернете.

Читайте также: Радик Салихов: «В 1919 году возникла идея создания Татаро-башкирской республики...» - видео

Индус Тагиров: «Татары должны сыграть свою роль, чтобы Россия развивалась как демократическое, федеративное государство» - видео

Искандер Гилязов: «Кто-то раздувает процесс разделения этносов, чтобы приостановить процесс единения татар» - видео

Руслан Айсин: «Люди, которые отрицают, что являются татарами – они, наверное, очень низко стелятся по земле» - видео

Эльмира Калимуллина: «Если мы «законсервируемся», то развития в татарской музыке не будет» - видео

Искандер Измайлов: «Уже в XIX веке татары стали единой нацией на значительной территории» - видео

Лилия Габдрафикова: «У татар и башкир – общая история, культура они жили на одной территории и их нельзя противопоставлять» - видео

Рамиль Тухватуллин: «Я обеспокоен возможной башкиризацией татар, проживающих на территории Башкирии» - видео

Ильнур Миргалеев: «До сих пор есть учебники, где Золотая Орда рассматривается только в негативном ключе» - видео

Гульнара Габдрахманова: «Одна из ключевых проблем сегодня для сохранения татар – это сохранение языка» - видео

Раиль Фахрутдинов: «Астраханские татары хотят моральной поддержки, чувствовать себя нужными» - видео

Ильдар Ягафаров: «Татарский кинематограф мне и жизнь портит, и дает желание жить дальше» - видео

Марат Гибатдинов: «Если отсечь пласт татарского населения за пределами Татарстана, тогда у нас не было бы ни Джалиля, Габдуллы Тукая» - видео

Ильнур Ярхамов: «Нам нужно говорить, что у татар тоже получается быть крутой нацией» - видео

Мансур Гилязов: «Русские татары» - это дети татар, которые ничего не знают о татарском народе» - видео

Айрат Файзрахманов: «Все актуальные мировые форматы должны быть и на татарском языке» - видео

Альберт Бурханов: «Башкиры живут среди татар 450 лет, но татарами так и не стали» - видео

Альфия Галлямова: «По велению Сталина сделали все, чтобы Татарстан не смог стать Союзной Республикой» - видео

Римзиль Валеев: «Татары и башкиры разные нации по этнокультуре, но по языку мы едины» - видео

Эльмир Низамов: «Я чувствую миссию, что должен обогащать национальную музыку» - видео

Нияз Игламов: «Скажите жителю Актаныша, что он северо-западный башкир! В лучшем случае он вас пошлет» - видео

Лирия Кусайманова: «В Астраханской области татарские традиции передаются с любовью» - видео

Дамир Исхаков: «Всем татарам сейчас нужно сосредоточиться на своей идентичности» - видео

Альбина Насырова: «Корней Чуковский говорил, что дети к 4-м годам – языковые гении» - видео

Галина Айдарова: «В современной архитектуре Казани мы можем использовать татарские и мусульманские мотивы» - видео

Марина Имашева: «Большая историческая загадкам - остались ли татары после завоевания Астрахани Иваном Грозным» - видео

Руслан Айсин: «Язык принадлежит народу как чистое откровение» - видео

Филюс Кагиров: «Думаю, всем певцам татарской эстрады надо переходить на живое исполнение» - видео

Читайте новости в нашем Telegram и Дзен.



Комментарии 0

Аватар

Новости партнёров