Артур Исламов: «Если взять современную татарскую музыку, такое ощущение, будто немного застряли в 90-х» - видео
https://tnv.ru
15 февраля 2021, 09:00
11003
0
ТНВ представляет интервью с оперным певцом, солистом Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля в рамках специального проекта «7 дней плюс».
В новом проекте на телеканале ТНВ почти ежедневно в будние дни будут выходить интервью с выдающимися татарскими учеными и экспертами.
Тридцать пятым героем специального проекта стал оперный певец, солист Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М. Джалиля Артур Исламов. Артур обладает баритоном, является выпускником Казанской государственной консерватории, учеником Клары Хайрутдиновой. А также основателем и солистом одного из первых татарских рок-коллективов Alqanat (прекратил существование). Является лауреатом международных конкурсов и участником популярных фестивалей.
В интервью корреспонденту ТНВ Исламов рассказал о своем пути становления в музыке, написании своих песен, отличных от традиционной татарской эстрады, а также о ролях мечты.
«Я начал играть на баяне в 5-6-летнем возрасте и все песни играл своей бабушке»
- Вы сочиняете музыку, но все-таки оперное искусство первостепенно, верно?
- Для меня первостепенна в первую очередь самая красивая музыка! Та музыка, которую я чувствую, пою, слушаю, сочиняю. Нельзя сказать, что для меня важен какой-то определенный жанр, т.к. в каждом жанре есть определенный шарм. Что нам дает музыка? Эмоции! И чем разнообразнее музыка, тем больше эмоций мы получаем.
- Вы из Актаныша и в детстве вам даже в голову бы не пришло, что вы станете оперным певцом, а в сельской местности не совсем слушают оперу. Как случилось ваше музыкальное становление?
- Я полюбил музыку с детства, естественно. Я рос в музыкальной семье, мои родители музыкально-одаренные люди, прекрасно поют и часто выезжали с концертами. Поэтому в нашей семье всегда звучала татарская музыка. Я считаю, что эта любовь к музыке передалась мне на генетическом уровне.
Все началось с музыки наших дедов. Позже я узнал, что существует музыка на других языках, инструментальная музыка и это бескрайнее разнообразие меня и заинтересовало. И я начал практиковаться в этом.
- Получается, вы не могли стать никем другим? Или мечтали о чем-то другом?
- Никогда не было такого, что я бы сказал: «Все, стоп! Хватит!», поэтому, наверное, это произошло само по себе, то что я полюбил музыку и практикую по сей день.
- А вы помните, что вы пели в детстве под баян?
- Я начал играть на баяне в 5-6-летнем возрасте и все песни играл своей бабушке. Я играл и пел разные татарские песни, которые учила моя мама. Например, была такая песня «Сандугач күгәрчен» (пер. с тат. «Соловей голубь».
Я поступил в музыкальную школу по классу «баян», окончил ее. Джон Ахметович Мусин мой первый педагог, замечательный певец, который меня познакомил и подготовил к профессиональной, вокальной музыке. Помню наше первое занятие, нам, детям, которые не занимались профессиональным вокалом он давал распевки, это было жутко смешно. Я помню свой первый классический романс, это был Яхин «Белый парус».
- Вы на третьем курсе консерватории стали солистом театра оперы и балета им. М. Джалиля, вам было 22 года. Как вы восприняли это приглашение? Как вам работалось в самом начале?
- Меня взяли в труппу стажером. Видимо, увидели во мне какой-то потенциал. Сначала были какие-то мелкие партии, но с каждым годом они прибавлялись, прибавлялась нагрузка, голос рос и в данный момент я исполняю уже серьезные главные партии.
«Если взять музыку, которая сейчас играет, такое ощущение, будто немного застряли в 90-х и в течении 20 лет не меняется шаблонность»
- Есть ли у вас роль, к которой вы стремитесь?
- Очень много ролей. В основном это оперы Джузеппе Верди «Риголетто», «Набукко». Сейчас я чувствую что я готов, и главное у меня есть желание, потому что это огромный труд.
- В 2012 году вы участвовали в конкурсе молодых исполнителей в Праге и вы выступали с произведением татарского композитора на татарском языке. Вы выбрали нашего композитора, чтобы европейский слушатель услышал произведение нашего композитора? Считаете ли вы, что они достойны мировой сцены?
- Это была ария Хайдара из оперы «Намус» Назипа Жиганова. Я считаю, что произведения наших татарских классиков – они международного уровня. Т.е. их можно исполнять где угодно, их всегда принимают на ура, а самая главная сила в этих произведениях, что в них заложена наша татарская, народная мелодия, наш моң и этим они отличается от стилистики других композиторов. Видимо, я так исполнил арию, что это понравилось международному жюри. Я всегда стараюсь брать произведения наших композиторов типа Жиганова, Яхина, Сайдашева.
- В интервью в 2012 году вы сказали, что не пойдете в эстраду. Почему вы все-таки решили не отказываться от этого жанра?
- Решил не отказываться, потому что у меня это хорошо получается.
- Но ваши песни абсолютно не похожи на те песни, которые исполняют татарские певцы. Это ваше желание показать, что татарская эстрада может быть и такой?
- Почему бы и нет? Если взять музыку, которая сейчас играет, такое ощущение, будто немного застряли в 90-х и в течении 20 лет не меняется шаблонность. Это меня не устраивает! Всегда хочется преподнести что-то новое. Поэтому моя музыка и отличается. Я в поисках нового, интересного.
- Хорошая песня для вас – она какая?
- Которая если сказать современным языком качает! Или заставляет плакать, смеяться. Опять таки которая вызывает эмоции. И опера вызывает эмоции и симфоническая музыка. Главное – она должна быть качественной.
- Кто ваш слушатель?
- Абсолютно разный! Недавно мне написала мама, что 10-летний ребенок поет мою песню «Татар алга» целый день.
«Творческий человек – он всегда тонкого характера. Скажешь ему что-то грубое, он может закрыться и не написать что-то гениальное»
- Хочется спросить о вашей группе ALQANAT, правда ее уже нет. Но песня «Язмыш», исполненная вами вошла в топ лучших татарских песен. Вы также исполняли ее с певцом Салаватом Фатхутдиновым. Почему группа распалась?
- Группа ALQANAT существовала из-за того, что мы вместе с мои другом начинали вместе, он писал тексты, а я музыку. Сейчас он музыкой не занимается, ушел в другую сферу. Но не исключено, что мы как-нибудь соберемся на какой-нибудь концерт и вспомним наши песенки.
- Ваша песня «Татар алга» вышла очень вовремя, она патриотическая, но все-таки ее понимает поколение. Расскажите историю возникновения этой песни.
- В один прекрасный день я предложил Булату Ибрагимову написать эту песню и посвятить ее великому, татарскому народу. Просто сели и написали, идет какая-то энергетика и хочется ее выплеснуть в песне. Таких песен в нашем песенном искусстве очень мало.
- Какой у нее посыл? Какие чувства вы хотели пробудить?
- Вообще я всегда нахожусь в творчестве. Я пишу песни, мы с музыкантами записываем альбом, готовимся к концертам. И песня «Татар алга» одна из многих других моих песен. Не было цели, чтоб я сказал: «Татары я посвятил вам песню! Послушайте». Я хочу, чтобы наш слушатель, слушая эту песню помнил свои корни и истоки.
- Вы являетесь востребованным артистом, очень многие фестивали проходят с вашим участием, фестиваль «Үзгәреш җиле», проект «Безнең җыр», Шаляпинский фестиваль. Сейчас вам не тесно в Казани? Не чувствуете ли вы, что здесь вы достигли всего?
- Стоит отметить, что мне нравится жить в Казани, я люблю этот город. И пока есть желание что-то создавать для своего народа, я делаю это здесь. Если даже я уеду, то все равно буду держать тесную связь с этим прекрасным городом и в творческом плане и в жизненном. Ведь не имеет значения, где ты находишься физически, имеет значение где ты находишь душой, сердцем.
- Вы работаете в тандеме со своей супругой Эльзой Заяри…
- Я большой поклонник ее голоса. Так уж сложилось, что мы одинаково чувствуем музыку и друг друга на сцене на 200%. Она всегда помогает и поддерживает меня, и я это чувствую. Она болеет за меня, а я за нее.
- Создается сейчас впечатление, что есть некий пласт молодых и творческих людей вы с супругой, Эльмира Калимуллина, молодые писатели, поэты, которые определяют новый вектор развития татарской культуры. Вы чувствуете эту ответственность? Может быть даже миссию как татарина?
- А если представить, что нас нет, этой молодежи, которая продолжает традиции и культуру в целом? Представляете, в каком вакууме и опустошении окажется наша культура? Ведь нам никто, нигде и никогда не говорил, что вы должны нести ответственность за нашу культуру – мы делаем это по велению сердца. Нам всем небезразлична наша татарская культура поэтому она живет и развивается.
- Каков вектор развития татарской культуры?
- Эти ребята создают что-то каждый день, вопрос в поддержке этих творцов. Если мы хотим чтобы была культура. Потому что творческий человек – он всегда тонкого характера. Скажешь ему что-то грубое, он может закрыться и не написать что-то гениальное!
- Также поддержка зрителей? Потому что многие такую музыку не воспринимают, как воспитать вкус к ней?
- Тут сразу встает вопрос ротации, популяризации этой музыки. Это сложный вопрос.
Читайте также: Радик Салихов: «В 1919 году возникла идея создания Татаро-башкирской республики...» - видео
Искандер Гилязов: «Кто-то раздувает процесс разделения этносов, чтобы приостановить процесс единения татар» - видео
Руслан Айсин: «Люди, которые отрицают, что являются татарами – они, наверное, очень низко стелятся по земле» - видео
Эльмира Калимуллина: «Если мы «законсервируемся», то развития в татарской музыке не будет» - видео
Искандер Измайлов: «Уже в XIX веке татары стали единой нацией на значительной территории» - видео
Лилия Габдрафикова: «У татар и башкир – общая история, культура они жили на одной территории и их нельзя противопоставлять» - видео
Рамиль Тухватуллин: «Я обеспокоен возможной башкиризацией татар, проживающих на территории Башкирии» - видео
Ильнур Миргалеев: «До сих пор есть учебники, где Золотая Орда рассматривается только в негативном ключе» - видео
Гульнара Габдрахманова: «Одна из ключевых проблем сегодня для сохранения татар – это сохранение языка» - видео
Раиль Фахрутдинов: «Астраханские татары хотят моральной поддержки, чувствовать себя нужными» - видео
Ильдар Ягафаров: «Татарский кинематограф мне и жизнь портит, и дает желание жить дальше» - видео
Марат Гибатдинов: «Если отсечь пласт татарского населения за пределами Татарстана, тогда у нас не было бы ни Джалиля, Габдуллы Тукая» - видео
Ильнур Ярхамов: «Нам нужно говорить, что у татар тоже получается быть крутой нацией» - видео
Айрат Файзрахманов: «Все актуальные мировые форматы должны быть и на татарском языке» - видео
Альберт Бурханов: «Башкиры живут среди татар 450 лет, но татарами так и не стали» - видео
Альфия Галлямова: «По велению Сталина сделали все, чтобы Татарстан не смог стать Союзной Республикой» - видео
Римзиль Валеев: «Татары и башкиры разные нации по этнокультуре, но по языку мы едины» - видео
Эльмир Низамов: «Я чувствую миссию, что должен обогащать национальную музыку» - видео
Нияз Игламов: «Скажите жителю Актаныша, что он северо-западный башкир! В лучшем случае он вас пошлет» - видео
Лирия Кусайманова: «В Астраханской области татарские традиции передаются с любовью» - видео
Дамир Исхаков: «Всем татарам сейчас нужно сосредоточиться на своей идентичности» - видео
Альбина Насырова: «Корней Чуковский говорил, что дети к 4-м годам – языковые гении» - видео
Марина Имашева: «Большая историческая загадкам - остались ли татары после завоевания Астрахани Иваном Грозным» - видео
Руслан Айсин: «Язык принадлежит народу как чистое откровение» - видео
Филюс Кагиров: «Думаю, всем певцам татарской эстрады надо переходить на живое исполнение» - видео
Нияз Гафиятуллин: «Нужно, чтобы обучение родному татарскому языку оставалось интересным» - видео
Ленария Муслюмова: «Татары на протяжении всей истории стремились к образованию и ничего не ждали от государства» - видео
Рахима Арсланова: «Каждая национальная школа – полилингвальна и сейчас это требование времени» - видео
Поделиться
Комментарии 0